В условиях глобализации мировой экономики, роли ВТО, возрастает значение таможенного регулирования как элемента государственного управления внешнеторговой деятельности.
Процесс глобализации делает внешнюю торговлю одним из приоритетов внешней политики любой страны, следовательно, успехи и трудности, достигнутые в развитии сотрудничества между странами региона, вызывают все больший интерес.
Таможенная политика играет важную роль во внешнеэкономических отношениях стран. Правильно созданная налоговая система в области внешнеэкономической деятельности, ее структура и цели имеют значительное влияние на функционирование экономики в целом, на макроэкономические показатели развития страны, а также на активность юридических и физических лиц в предпринимательской деятельности.
Нормативная база для реализации таможенных положений на территории ЕАЭС имеет трехуровневую структуру: международные правовые акты; акты, носящие наднациональный характер и национальные нормативные акты. В частности, можно отметить: Таможенный кодекс ЕАЭС; международные договоры государств — членов ЕАЭС, принятые наднациональным регулятором — Евразийской экономической комиссией; нормативно-правовые акты.
Евразийская экономическая комиссия в настоящее время является наднациональным регулятором. Первоначально в этой роли выступала Комиссия Таможенного союза, но она была упразднена в 2012 г. в соответствии с договором об Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 г. В полномочия Евразийской экономической комиссии входит принятие решений, имеющих обязательный характер для государств — членов ЕАЭС, и рекомендаций, носящих необязательный характер.
В связи с тем, что Евразийская экономическая комиссия состоит из Совета и Коллегии, акты таможенного законодательства подразделяются на решения, принятые Советом Евразийской экономической комиссии, а также решения, принимаемые Коллегией Евразийской экономической комиссии.
Во время наднационального регулирования государства — члены ЕАЭС идут на осознанное ущемление своих прав и передачу ряда полномочий наднациональным органам. Нормативно-правовые акты, издаваемые такими органами, имеют юридически большую силу, чем акты национального законодательства государств — членов ЕАЭС.