Актуальность поиска эффективных путей оптимизации развития национальных проектов позволит осуществить переход на всесторонне обоснованный, технологически рассчитанный метод управления социальными процессами.
В этих условиях востребованным становится социальный аудит — технология многовекторного диалога с социальной средой, способствующего консолидации общества, устойчивому развитию в долгосрочной перспективе. С 2006 г. научным коллективом под руководством профессора Галиева Г. Т. разрабатывались вопросы реализации и внедрения социального аудита в практику деятельности предприятий и организаций разных форм собственности. За это время нами сделано немало: адаптирован к российским условиям инструментарий проведения оценки социальной деятельности предприятий, основанный на методике министерства социальной политики Дании; проведена его апробация на НПП «Молния»; подготовлен аналитический отчет по результатам апробации; выработаны рекомендации по выявленным социальным рискам.
Кроме того, была организована и проведена международная научно-практическая конференция, наша работа получила одобрение российских и зарубежных коллег: по сути дела мы явились в России первыми, кто разработал конкретные технологии управления социальным аудитом. Данный проект запатентован.
Так в чем же суть социального аудита?
Социальный аудит дает возможность:
— оценить деятельность предприятия в области человеческих ресурсов, экологии, охраны здоровья и безопасности, отношений с местным сообществом;
— сопоставить систему ценностей предприятия, его поведение в вопросах деловой этики, внутреннюю операционную практику, организацию менеджмента с ожиданиями ключевых заинтересованных сторон: сотрудников, собственников, поставщиков, потребителей и местных сообществ;
— определить потери от социально безответственного поведения предприятия в отношении сотрудников, прежде всего входящие в текущие расходы, потери прибыли при страховых выплатах и штрафах.
В мировой практике эта форма используется уже в течение многих лет. Деятельность 40 % крупнейших американских и 70 % западноевропейских компаний ежегодно подвергается социальной оценке. Так, например, в Европе 2005 г. был объявлен Годом корпоративной социальной ответственности. Во Франции создан Международный институт социального аудита [3, с. 64]. С 2006 г. в Великобритании и Франции социальный аудит с публикацией социальных отчетов стал обязательным для крупных компаний, в правительствах введены должности министров по корпоративной социальной ответственности, формируются инвестиционные фонды, вкладывающие средства исключительно в компании с социальной отчетностью. Там, так же как и в США, введены специальные индексы для социально ответственных компаний, и это повышает их авторитет, наглядно демонстрирует их вклад в развитие социальной инфраструктуры общества.