Значительное влияние на формирование политических взглядов личности, на становление ее в качестве субъекта политической деятельности оказывает социальная среда. Здесь лежат предпосылки того, какие сформируются у личности политические убеждения. В этом процессе участвуют многочисленные социальные институты, но наиболее значимые из них — государство, семья, образовательные учреждения, армия, партии, церковь, средства массовой информации, новые информационно-коммуникационные технологии.
Сегодня новые информационно-коммуникационные технологии многократно усилили возможности информационного воздействия на граждан, в том числе и на молодежь. В результате информация превратилась в важнейший ресурс государства наряду с его другими основными ресурсами (природными, экономическими, трудовыми, материальными и т. д.). Положительная сторона этих изменений очевидна: повсеместное внедрение информационных технологий и основанных на них телекоммуникационных сетей привело к формированию глобального межгосударственного информационного виртуального пространства. Но есть и негативная сторона: снизилась уверенность общества в неотъемлемом праве граждан на защиту конституционных прав и свобод, включая защиту частной жизни. На первый план выдвинулись проблемы информационной безопасности не только граждан, но и государства.
В 2011 г. правительством России принята программа «Информационное общество». Ранее в рамках национального проекта «Образование» в учебные заведения стали внедряться информационные технологии. С 2012 г. в Российской Федерации внедряется система «Открытое правительство», нацеленная на открытость власти, совершенствование механизмов взаимодействия государства и общества, в том числе с экономическим сектором. Только разработка и реализация национальной стратегии развития России в условиях перехода мировой экономики к глобальному информационному обществу, в которой будет четко определено соотношение ролей государства и рынка, позволит повысить качество жизни, эффективно бороться с социально-экономическим неравенством [8, с. 4].