По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 37.018.5 DOI:10.33920/med-05-2006-07

Роль сестринского персонала в организации и проведении обучающих школ для больных туберкулезом

Ляпина Ирина Алексеевна медицинская сестра, педагог-психолог, е-mail: ia_lyapina@mail.ru
Карасева Лариса Аркадьевна директор Института сестринского образования, доктор медицинских наук, ФГБОУ ВО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России, 443099, г. Самара, ул. Чапаевская, 89, е-mail: karaseva_larisa@mail.ru

В статье подчеркнуты важность и необходимость создания Школы для больных туберкулезом. Вниманию читателей предлагаются результаты анкетирования медицинских сестер и пациентов противотуберкулезного диспансера. Автор делится опытом проведения Школы и обращает внимание на то, что самым лучшим средством безопасности для медицинского работника и пациента в медицинской организации являются грамотные действия всех участников процесса.

Литература:

1. Архипова С. В. Некоторые аспекты повышения эффективности профилактической работы среднего медицинского персонала / С. В. Архипова, И. В. Бараев. Медсестра. 2017; 7: 30–31.

2. Никитина М. А. Роль медицинской сестры в обеспечении ухода за пациентами / М. А. Никитина, О. Ю. Егорова, Г. А. Батракова. — Москва: СПИД инфо-связь. 2008: 6–9.

3. Федеральный закон от 18.06.2001 № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» (с изм. от 22.08.2004).

4. Фтизиатрия национальное руководство / Под ред. М. И. Перельмана. — Москва: ГОЭТАРМедиа. 2007: 512 с.

5. Ханин А. Л. Фтизио-школа для пациентов (что должен знать больной туберкулезом): Учебное пособие для медицинских работников. — Новокузнецк. 2008: 77 с.

1. Arkhipova S. V. Some aspects of increasing the eff ectiveness of the preventive work of nursing staff / C. V. Arkhipova, I. V. Baraev. Nurse. 2017; 7: 30–31 (In Russian).

2. Nikitina M. A. The role of the nurse in providing patient care / M. A. Nikitina, O. Yu. Egorova, G. A. Batrakova. — Moscow: AIDS info-communication. 2008: 6–9 (In Russian).

3. Federal Law of June 18, 2001 No. 77-FZ «On Preventing the Spread of Tuberculosis in the Russian Federation» (as amended on August 22, 2004) (In Russian).

4. Phthisiology national leadership / Ed. M. I. Perelman. — Moscow: GOETAR-Media. 2007: 512 (In Russian).

5. Khanin A. L. Phthisio-school for patients (what a tuberculosis patient should know): A manual for medical workers / A. L. Hanin. — Novokuznetsk. 2008: 77 (In Russian).

В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией. В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактике заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что существенно продлевает жизнь пациентов и повышает ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, без активного участия пациента не представляется возможным [1].

Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний и информированности, формирование практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.

Целью Школы для больных туберкулезом (далее — Школа) является повышение мотивации пациентов, улучшение выполнения ими врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике. При посещении Школы у пациентов формируется ответственность за сохранение и поддержание своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению и соблюдению режима лечения.

В организации работы Школы особое внимание уделяется профессиональной подготовке медицинских сестер и современным сестринским технологиям, используемым в организации и проведении занятий.

Обучение в Школе определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления качеством жизни в условиях хронического заболевания. Обучение ориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/состояния, эффективного лечения, ведения здорового образа жизни, обучения уходу за собой, сотрудничества с медицинским персоналом, что в конечном счете ведет к улучшению качества жизни пациента [3].

Для Цитирования:
Ляпина Ирина Алексеевна, Карасева Лариса Аркадьевна, Роль сестринского персонала в организации и проведении обучающих школ для больных туберкулезом. Медсестра. 2020;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: