По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль решения ситуационных задач в развитии этико-правовой культуры медицинских сестер при реализации непрерывного профессионального образования

Ольга Анатольевна Петрова начальник отдела дополнительного профессионального образования государственного автономного профессионального образовательного учреждения Тюменской области «Тюменский медицинский колледж»

Качество — важнейшая составляющая медицинской помощи и основное требование нормального функционирования системы здравоохранения. В современных условиях качество стало ключевым условием и развитие этико-правовой культуры медицинского работника особенно актуально.

Литература:

1. Правоведение: учебник для студ.вузов / А.В. Малько [и др.]. / под. ред. А.В. Малько. — 4-е изд., стереотип. — М.: Кнорус, 2008. — 400 с.

2. Панов А.В. Правовые механизмы защиты чести достоинства и деловой репутации медицинского работника/ А.В. Панов/Правовые вопросы здравоохранения. 2014. № 12. — С. 92–104.

3. Романовский Г.Б. Законодательство в сфере охраны здоровья граждан: иерархия нормативных актов, сложности применения/ Г.Б. Романовский/Правовые вопросы здравоохранения. 2015. № 12. — С.18–31.

Правовая культура есть знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним [1].

История развития сестринского дела подтверждает данный тезис и показывает, что в различные временные периоды и при любом социально-экономическом устройстве всегда существовала необходимость этического и правового воспитания. Профессиональная деятельность в последнее время все усложняется вследствие повышения значимости регулятивных механизмов, к которым можно отнести медицинское право. Действительность такова, что зачастую медицинский работник остается один на один с проблемой, требующей от него актуальных юридических знаний [2]. В целях совершенствования правовой грамотности медицинских работников в ГАПОУ ТО «Тюменский медицинский колледж» на всех циклах повышения квалификации изучаются основные положения Федерального закона 323-ФЗ «Об основе охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее — Закон).В данном аспекте нам представляется, что такой метод обучения, как решение ситуационных задач обладает значительным потенциалом, поможет умению соотносить получаемую информацию (конкретную профессиональную или жизненную ситуацию) с принятыми этико-правовыми нормами.

Приведем лишь один пример — обсуждение положений статьи 6 (далее — Статья) Закона. Задача — сформировать и закрепить убеждение слушателя о том, что статья регулирует не медицинские методы и приемы медицинского вмешательства, а устанавливает совокупность действий, направленных на соблюдение принципа приоритета интересов пациента при оказании медицинской помощи.

При рассмотрении пункта Статьи о соблюдении этических и моральных норм, а также уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных работников медицинской организации предлагаем слушателю самостоятельно сформулировать понятия этики и морали, основываясь на данных литературы, собственном опыте, привести примеры клинических ситуаций, вспомнить, каким документом установлены понятия «врачебная этика» и «сестринская этика».

Для Цитирования:
Ольга Анатольевна Петрова, Роль решения ситуационных задач в развитии этико-правовой культуры медицинских сестер при реализации непрерывного профессионального образования. Медсестра. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: