Россия, как и другие государства Центральной Азии, участвует в различных многосторонних структурах, функционально охватывающих политические, военно-политические и торгово-экономические вопросы взаимодействия [1], а ее внешняя политика обусловлена принципами сбалансированности и многосторонности [2]. В этом контексте, с переменным успехом, аналогичных принципов стремятся придерживаться и другие региональные страны [3].
Вместе с тем, очевидно, что, в отличие от двустороннего, многостороннее сотрудничество, включающее большее число договаривающихся сторон, является более сложным процессом [4].
К числу вызовов можно отнести неструктурированность взаимоотношений на региональном уровне, соперничество нерегиональных стран, наличие в Центральной Азии организаций и проектов, имеющих альтернативные задачи. Ярким примером тому может послужить деятельность Турции, ее «мягкой силы» на территории Средней Азии и Кавказа [5]. Также в последнее время активизировалась на постсоветском пространстве деятельность международных террористических организаций ИГИЛ, Аль-Каида (организации запрещены на территории России) и аффилированных с ними террористических структур.
Очевидно, что ситуация с общей безопасностью в регионе Центральной Азии и вокруг него весьма сложная. Здесь происходят активные процессы, многие из которых развиваются, начиная еще с 1990-х гг. [22, c. 128], но есть и вполне новые тенденции, исходящие со стороны новых террористических и экстремистских организаций. Причем необходимо подчеркнуть, что многим из них присуще развиваться по направлению к нашему региону.
При высокой значимости широко обсуждаемых внешних угроз в Евразии, таких как кризис в отношениях России и Запада и перспектива гонки вооружений, экспорт терроризма с Ближнего Востока, глобальный экономический кризис и политическая турбулентность, не меньше внимания стоит уделять внутренним угрозам безопасности, к которым можно отнести слабо диверсифицированную экономику, ослабевшую технологическую базу, отсутствие стратегий развития или существенных признаков их реализации во многих государствах Центральной Азии [6].