По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 13

Роль рассудка в жизнедеятельности человека

Урал Салимович Вильданов д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой социальной работы факультета философии и социологии, Башкирский государственный университет, 450076, г. Уфа, Гафури 4, 74, тел. 8 927 307 9184, E-mail: sal_ural@mail.ru

В работе исследуется главный изъян человеческого мышления: недостаток достоверности и непоколебимая уверенность в разрешении всех проблем человечества при помощи рассудка и интеллекта. При помощи логических правил рассудок стремится дойти до основ познания, чтобы найти ему окончательный непреложный фундамент для решения насущных проблем. Вся проблема человека заключается в абсолютизации им роли рассудка; рассудка, который является всего лишь частью человеческой природы. Человек, который отождествлен со своим умом, сам по себе является болезнью. Это не означает, что его ум расстроен. Сам ум является расстройством. Если ум болен, то его болезнь можно вылечить, но если сам ум является болезнью, то нельзя ее излечить.

Литература:

1. Андреев Л. Н. Драматические произведения: в 2 т. — Т. 1. — Л.: Искусство, 1989. — 526 с.

2. Достоевский Ф. М. ПСС: в 30 т. — Т. 5. Записки из подполья. — Л.: Наука, 1973. — С. 99–180.

3. Достоевский Ф. М. ПСС: в 30 т. — Т. 15. Братья Карамазовы. — Л.: Наука, 1976. — 624 с.

4. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат. — М., 1958. — 230 с.

5. Вильданов У. С. Феномен мыслителя (от разума к мудрости). — Уфа: Изд-е БашГУ, 2004. — 411 с.

6. Суфийский путь совершенства духа. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2015. — 164 с.

Почему природа все-таки мстит людям тяжелейшими инфекционными болезнями? Социально-психологическими причинами, вызывающими большинство хронических и неизлечимых болезней физического тела, являются гнев, обида, придирчивость и чувство вины. В частности, гнев вызывает недуги, от которых организм человека как бы сгорает и он инфицируется. Надолго затаенная обида разлагает физическое тело и в конечном счете ведет к образованию опухолей и развитию раковых заболеваний. Обида — это не что иное, как подавленный в течение долгого времени гнев. Чувство же вины всегда заставляет искать наказания и приводит к боли. Все эти болезни — знаки-символы, идущие от внутреннего Бога, Дао, Вселенной. Действительно, в сознании и телах большинства людей Вселенская энергия не усваивается, а вызывает различного рода деструктивные изменения, проявляющиеся в форме острых соматических и психических расстройств и серьезных хронических болезней, включая и неизлечимые болезни, подобно раку.

Инфекционная болезнь — это физическое выражение эмоциональной, ментальной и духовной блокировки. Смысл болезни (как знак, предупреждение) заключается в том, чтобы привлечь внимание того человека, который не осознает или даже не желает осознавать своих неблаготворных мыслей и чувств. Физическое страдание — это последнее средство, которое земная жизнь использует его для того, чтобы человек опомнился и осознал свои психосоматические блокировки, чтобы выйти к Высшему плану жизни.

Художественная и философская литература представляет собой зеркало человеческой души, человеческого ума, а роман — зеркало мира. Все страдания, описываемые в книгах, суть результаты душевных расстройств. Однако мало кто из авторов романов признаёт их в самом себе. Они гибнут от душевных болезней так же, как люди умирают от болезней физических. Никто из них не догадывается, что сам ум человеческий является болезнью. При физических болезнях уход за телом осуществляется таким наставником, как ум. А во время душевных болезней болен сам этот наставник. Ум, будучи выбитым из колеи, идет беспомощно к окончательному уничтожению. Истинная свобода заключается в осознании того, что ум является болезнью. Человек, отождествленный со своим умом, настоящий раб своей судьбы, он зависим от рока, судьбы. Так, Л. Андреев в «Жизни человека» описывает человека разделенного и проклинающего Бога: «Я проклинаю всё, данное тобою. Проклинаю день, в который я родился, проклинаю день, в который я умру. Проклинаю всю жизнь мою, ее радости и горе. Проклинаю себя! Проклинаю мои глаза, мой слух, мой язык. Проклинаю мое сердце, мою голову — и всё бросаю назад, в твое жестокое лицо, безумная судьба. Будь проклята, будь проклята вовеки! И проклятием я побеждаю тебя. Что можешь еще сделать ты со мною? Вали меня наземь, вали — я буду смеяться и кричать: будь проклята! Клещами смерти зажми мне рот — последней мыслью я крикну в твои ослиные уши: будь проклята, будь проклята! Бери мой труп, грызи его, как собака, возись с ним в темноте — меня в нем нет. Я исчез, но исчез, повторяя: будь проклята, будь проклята! Через голову женщины, которую ты обидел, через тело мальчика, которого ты убил, — шлю проклятие Человека» [1, с. 222]. Это ужасное обвинение жизни, это полнейшее отрицание жизни, это самая мрачная картина судьбы человека на земле. Человек — это болезнь, потому что глубоко внутри само бытие человека расколото, оно не целостно. Жизнь для большинства мыслителей представляет собой борьбу. До тех пор, пока жизнь будет той или иной формой борьбы, она будет для них не чем иным, как страданием и смыслоутратой.

Для Цитирования:
Урал Салимович Вильданов, Роль рассудка в жизнедеятельности человека. Социальная политика и социальное партнерство. 2019;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: