По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.242.2

Роль проектного финансирования как инструмента раскрытия потенциала трансформационного роста в энергетике, инфраструктуре и добыче стратегически важных ресурсов

С. Е. Собенина ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: lana.sobenina@mail.ru
Ф. Селамовски ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г. В. Плеханова», г. Москва, E-mail: filipselamovski@yahoo.com

Проектное финансирование рассматривается как ключевой инструмент для активизации трансформационного роста в критически важных секторах — чистой энергетике, инфраструктуре и добыче стратегических ресурсов. В данной статье проанализирована роль проектного финансирования в реализации крупных инициатив в области возобновляемой энергетики (в контексте климатической политики ЕС — пакета Fit for 55 и плана REPowerEU), преодолении инфраструктурного дефицита в развивающихся экономиках, освоении ресурсного потенциала Латинской Америки и Африки, а также в развитии проектов по добыче и переработке редкоземельных элементов (REE). Приведены актуальные данные о потребностях в инвестициях и конкретные примеры проектов, показывающие, каким образом механизмы проектного финансирования (в том числе ГЧП) позволяют привлечь частный капитал для ускоренного развития перечисленных сфер. На основе обзора международных стратегий и статистики показано, что проектное финансирование способно обеспечить приток значительных инвестиций в условиях бюджетных ограничений и выступить катализатором долгосрочного роста. Сделан вывод о растущем значении проектного финансирования для достижения целей устойчивого развития и технологической трансформации.

Литература:

1. European Commission. Fit for 55 [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.consilium.europa.eu/en/policies/fit-for-55/(дата обращения: 21.09.2025).

2. European Commission. REPowerEU Plan [Электронный ресурс]. — URL: https:// commission.europa.eu/topics/energy/repowereu_en (дата обращения: 21.09.2025).

3. UNCTAD. World Investment Report 2023 [Электронный ресурс]. — URL: https:// unctad.org/publication/world-investment-report-2023 (дата обращения: 21.09.2025).

4. American Society of Civil Engineers (ASCE). Infrastructure Report Card 2021 [Электронный ресурс]. — URL: https://2021.infrastructurereportcard.org/ (дата обращения: 21.09.2025).

5. Селамовски, Ф. Применение государственно-частного партнерства для инфраструктурного развития в контексте устойчивой экономики: опыт Перу / Ф. Селамовски // Гостиничное дело. — 2024. — № 12. — С. 792–799. DOI: 10.33920/igt-2-2412-06. EDN VPHCBK.

6. CEPAL (ООН). Natural Resources Outlook in LAC — Executive Summary (2023) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cepal.org/en/publications/48997-naturalresources-outlook-latin-america-and-caribbean-executive-summary (дата обращения: 21.09.2025).

7. Al Jazeera / UNEP. Mapping Africa’s Natural Resources (2022) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.aljazeera.com/news/2018/2/20/mapping-africas-natural-resources (дата обращения: 21.09.2025).

8. Oré Mónago, T. Critical Minerals in Latin America (Report, Rice University Baker Institute, 2024) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.bakerinstitute.org/ research/critical-minerals-latin-america (дата обращения: 21.09.2025).

1. European Commission. Fit for 55. Available at: https://www. consilium.europa.eu/en/policies/fit-for-55/ (accessed: 21.09.2025).

2. European Commission. REPowerEU Plan. Available at: https://commission. europa.eu/topics/energy/repowereu_en (accessed: 21.09.2025).

3. UNCTAD. World Investment Report 2023. Available at: https://unctad. org/publication/world-investment-report-2023 (accessed: 21.09.2025).

4. American Society of Civil Engineers (ASCE). Infrastructure Report Card 2021. Available at: https://2021.infrastructurereportcard.org/ (accessed: 21.09.2025).

5. Selamovski, F. Initialization of the local partner for infrastructure development in the context of economics: case Peru. Hospitality Management. 2024, No. 12, рp. 792–799. DOI: 10.33920/igt-2-2412-06. EDN VPHCBK.

6. CEPAL (ООН). Natural Resources Outlook in LAC — Executive Summary (2023). Available at: https://www.cepal.org/en/publications/48997-natural-resourcesoutlook-latin-america-and-caribbean-executive-summary (accessed: 21.09.2025).

7. Al Jazeera/UNEP. Mapping Africa’s Natural Resources (2022) Available at: https://www.aljazeera.com/news/2018/2/20/mapping-africas-natural-resources (accessed: 21.09.2025).

8. Oré Mónago, T. Critical Minerals in Latin America (Report, Rice University Baker Institute, 2024). Available at: https://www.bakerinstitute.org/research/ critical-minerals-latin-america (accessed: 21.09.2025).

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.07.2025.

Дата принятия рукописи в печать: 15.07.2025.

В современный период мировой экономики наблюдается необходимость трансформационного роста, обусловленного переходом к низкоуглеродной энергетике, модернизацией инфраструктуры и растущим спросом на стратегические ресурсы. При этом традиционные источники финансирования (государственные бюджеты, корпоративные балансы) сталкиваются с ограничениями, особенно на фоне последствий глобальных кризисов и роста долговой нагрузки. В таких условиях проектное финансирование (Project Finance, PF) приобретает особую роль. Его ключевое преимущество — опора на будущие денежные потоки проекта и распределение рисков между участниками — делает PF эффективным инструментом привлечения частного капитала для капиталоемких инициатив в сферах энергетики, инфраструктуры и добычи ресурсов.

В настоящей работе рассматривается, как механизм проектного финансирования способствует раскрытию потенциала роста в четырех направлениях: 1) развитие чистой энергетики (возобновляемых источников энергии) под влиянием климатической повестки развитых стран; 2) устранение инфраструктурного дефицита в развивающихся экономиках посредством моделей государственно-частного партнерства; 3) освоение богатых ресурсов Латинской Америки и Африки, включая нефть, металлы для энергоперехода и ВИЭ; 4) наращивание добычи и переработки редкоземельных элементов, стратегически важных для высоких технологий и обороны.

В каждой из этих областей обозначены актуальные политические инициативы, потребности в инвестициях и приведены примеры проектов, реализуемых на принципах PF. Основной упор сделан на анализе того, как PF позволяет преодолеть финансовые барьеры и запустить «мегациклы» инвестиций, необходимые для трансформационного роста.

Чистая энергетика стала одним из главных векторов роста мирового рынка проектного финансирования [1]. Ведущую роль здесь играют политические инициативы в развитых странах, направленные на ускорение энергоперехода. В Европейском союзе реализуется масштабный климатический пакет Fit for 55, предусматривающий сокращение выбросов парниковых газов на 55% к 2030 г. (от уровня 1990 г.) [2]. В 2023 г. были приняты последние законодательные меры этого пакета [3], что создает нормативную базу для резкого наращивания инвестиций в возобновляемые источники энергии. По оценкам экспертов, Европе потребуется вводить по 45–55 ГВт новых мощностей ВИЭ ежегодно в течение текущего десятилетия (в том числе ~25 ГВт ветроэнергетики и 20–30 ГВт солнечной энергетики ежегодно) для достижения климатических целей [4]. Это означает запуск своего рода инвестиционного мегацикла — массированных вложений в строительство объектов возобновляемой энергетики и модернизацию энергосетей региона. Необходимо не только создать новые генерирующие мощности, но и обновить инфраструктуру сети для повышения ее устойчивости, интеграции переменных возобновляемых источников и управления их прерывистостью [5].

Для Цитирования:
С. Е. Собенина, Ф. Селамовски, Роль проектного финансирования как инструмента раскрытия потенциала трансформационного роста в энергетике, инфраструктуре и добыче стратегически важных ресурсов. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: