По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 34.07 DOI:10.33920/nik-02-2308-06

Роль органов ФСБ в системе публичной власти

Нефедова Александра Геннадьевна магистрант юридического факультета Московского гуманитарного университета, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5
Гайнутдинова Екатерина Ирековна научный руководитель, доцент кафедры уголовно-правовых и специальных дисциплин Московского гуманитарного университета, кандидат юридических наук, 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, эл. Адрес: tchaplygina.aleksa@yandex.ru, ORCID - 0009-0002-4763-824X

В статье рассматривается правовой статус органов Федеральной службы безопасности России на современном этапе, а также место ФСБ среди органов публичной власти; изучаются общие проблемы обеспечения информационной безопасности в РФ. На основании анализа эффективности компетенций ФСБ России в сфере обеспечения национальной безопасности предлагается их совершенствование посредством проведения комплекса мероприятий нормативно-правового и финансово-экономического характера по направлениям деятельности спецслужбы, развития межведомственного взаимодействия с целью обеспечения национальной безопасности. В статье также затронуты проблемные вопросы, к которым относятся значительные расходы по внедрению систем защиты инфраструктуры, кадровый дефицит, существующие пробелы в законодательстве.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации (принята 12.12.1993 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. «О федеральной службе безопасности»: федеральный закон от 03.04.1995, № 40-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».

3. Воронцов С.А. Спецслужбы России. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция». Ростов-на-Дону, 2008. — Сер. Высшее образование (Изд. 2-е). — С. 8–10.

4. Воронцов С.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. Ростов-на-Дону, 2010. (4-е издание).

5. Болотина И.И., Исаева А.Ю. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия ТулГУ, Гуманитарные науки. — 2016, №1. — С. 31–39.

6. Вялых Н.А. Национальная политика в современной России как предмет научных исследований // Гуманитарий Юга России. — 2016, № 6. — С. 160–169.

1. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii (prinyata 12.12.1993 g.) // SPS «Konsul'tantPlyus».

2. «O federal'noy sluzhbe bezopasnosti»: federal'nyy zakon ot 03.04.1995, № 40FZ // SPS «Konsul'tantPlyus».

3. Vorontsov S.A. Spetssluzhby Rossii. Uchebnik dlya studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy, obuchayushchikhsya po spetsial'nosti «Yurisprudentsiya». Rostov-na-Donu, 2008. — Ser. Vyssheye obrazovaniye (Izd. 2-ye). — S. 8–10.

4. Vorontsov S.A. Pravookhranitel'nyye organy Rossiyskoy Federatsii. Rostov-naDonu, 2010. (4-ye izdaniye).

5. Bolotina I.I., Isayeva A.YU. Analiz Strategii gosudarstvennoy natsional'noy politiki Rossii do 2025 goda // Izvestiya TulGU, Gumanitarnyye nauki. — 2016, №1. — S. 31–39.

6. Vyalykh N.A. Natsional'naya politika v sovremennoy Rossii kak predmet nauchnykh issledovaniy // Gumanitariy Yuga Rossii. — 2016, № 6. — S. 160–169.

Отечественные органы государственной безопасности были созданы в советское время для реализации трех основных функций: разведка, контрразведка и функция политической полиции. На основании их практической деятельности и теоретических положений об их роли и функциях можно выделить определенные этапы формирования органов государственной безопасности [5, c. 78].

Зарождалась отечественная спецслужба в период Гражданской войны, в 1917–1922 годах. В то время на ВЧК возлагались разнообразные задачи. Это объясняется тем, что на тот момент не были сформированы государственные учреждения, деятельность которых была направлена на обеспечение внутренней и внешней безопасности. ВЧК боролась с бандитизмом, коррупцией и спекуляциями. Своими войсками ВЧК подавляла открытые вооруженные восстания против советской власти. Активно накапливался опыт по пресечению деятельности заговорщических организаций, пытавшихся свергнуть действующую власть. Зарождалась и контрразведывательная деятельность ВЧК против разведок иностранных государств [3, c. 90].

Следующий этап в истории органов государственной безопасности приходится на 1920–1930-е годы. Начало этого периода характеризуется предпринимаемыми попытками ограничить полномочия ВЧК и конкретизировать ее роль и место в системе государственного управления. Ленинские директивы о необходимости реформирования ВЧК, определении ее компетенций и функций, а также об ограничении ее деятельности только политическими задачами позволяли в условиях установленного в СССР режима расширить роль спецслужбы.

Основным направлением, которым пользовались органы безопасности государства в своей деятельности, выступала борьба с контрреволюционными преступлениями и особо опасными для СССР преступлениями против власти, что было характерна для конца 1930 годов.

В настоящее время, в условиях проведения СВО, стала очевидной угроза, связанная с информационным воздействием на российских граждан со стороны западных СМИ, а также обработка массового сознания фейковыми сообщениями. Данные угрозы порождают необходимость создания соответствующих механизмов борьбы с ними, формирования целостной системы обеспечения информационной безопасности.

Для Цитирования:
Нефедова Александра Геннадьевна, Гайнутдинова Екатерина Ирековна, Роль органов ФСБ в системе публичной власти. Ученый совет. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: