По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 316 DOI:10.33920/nik-02-2108-01

Роль образования в накоплении и трансляции социального опыта

Флиер Андрей Яковлевич д-р филос. наук, проф., главный научный сотрудник Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, проф. Московского государственного лингвистического университета, Россия, 119072, Москва, Берсеневская набережная, д. 18-20-22, строение 3, эл. адрес: andrey.flier@yandex.ru

Показано, что социальный опыт накапливается в процессе реальной совместной жизнедеятельности людей в ходе удовлетворения их групповых и индивидуальных интересов и потребностей, при котором происходит постоянная стихийная отбраковка тех форм (технологий и результатов) их действий, поступков, коммуникативных актов, применяемых при этом средств, идейных и ценностных оснований и т.п., признающихся вредными или потенциально опасными для существующего уровня социальной интегрированности коллектива, оказывающихся неприемлемыми по своей социальной цене и последствиям. Некоторые из этих нежелательных форм со временем попадают под институциональное табуирование (законодательные, религиозные и иные запреты, санкции и пр.), другие остаются осуждаемыми в рамках обычаев (морали, нравственности). Те же формы, которые в краткосрочном и особенно долгосрочном плане показывают себя вполне приемлемыми или даже желательными с точки зрения поддержания, воспроизводства, а порой и повышения уровня социальной консолидированности членов сообщества, их толерантности, качества их взаимопонимания и взаимодействия, так же стихийно, а со временем и институционально отбираются в качестве рекомендуемых, аккумулируются и закрепляются в социальных нормах, эталонах, ценностях, правилах, законах, идейных установлениях. Одной из таких наиболее эффективных форм выступает образование. В статье показано, какие функции выполняет образование на всех уровнях и ступенях.

Литература:

1. Багдасарьян Н.Г. Ценность образования в модернизирующемся обществе // Педагогика. — 2008. — № 5. — С. 3–9.

2. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности // Вестник УРАО. — 2008. — № 5. — С. 21–29.

3. Гуревич П.С. Психология элитарного образования // Знание. Понимание. Умение. — 2005. —№ 4. — С. 128–138.

4. Запесоцкий А.С. Проблемы деятельности институтов социализации современной России // Педагогика. — 2011. — № 9. — С. 3–15.

5. Кравченко А.И. Культурология: учебное пособие для вузов. — М.: Академический проект, 2001. — 496 с. — С. 67–69.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. — М.: Эгвес, 2008. — 136 с.

7. Сапрыкин Д.Л. Значение и смысл понятия «образование» // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. — 2008. — № 1. — С. 19–42.

8. Семенов Ю.И. Философия истории: общ. теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней / Ю.И. Семенов. — М.: Соврем. тетради, 2003 (ОАО Иван. обл. тип.). — 775 с.

9. Флиер А.Я. Культурология образования: цели, задачи, возможности // Вестник МГУКИ. — 2013. — №1 (51). — C. 24–31.

10. Флиер А.Я. Человек и культура: параметры сопряженности // Культура культуры. — 2015. — № 2 (6). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti (дата обращения: 15.05.2021).

1. Bagdasar'yan N.G. Tsennost' obrazovaniya v moderniziruyushchemsya obshchestve // Pedagogika. — 2008. — № 5. — S. 3–9.

2. Gavrov S.N., Nikandrov N.D. Obrazovaniye v protsesse sotsializatsii lichnosti // Vestnik URAO. — 2008. — № 5. — S. 21–29.

3. Gurevich P.S. Psikhologiya elitarnogo obrazovaniya // Znaniye. Ponimaniye. Umeniye. — 2005. —№ 4. — S. 128–138.

4. Zapesotskiy A.S. Problemy deyatel'nosti institutov sotsializatsii sovremennoy Rossii // Pedagogika. — 2011. — № 9. — S. 3–15.

5. Kravchenko A.I. Kul'turologiya: uchebnoye posobiye dlya vuzov. — M.: Akademicheskiy proyekt, 2001. — 496 s. — S. 67–69.

6. Novikov A.M. Postindustrial'noye obrazovaniye. — M.: Egves, 2008. — 136 s.

7. Saprykin D.L. Znacheniye i smysl ponyatiya «obrazovaniye» // Vestnik MGU. Seriya 7. Filosofiya. — 2008. — № 1. — S. 19–42.

8. Semenov YU.I. Filosofiya istorii: obshch. teoriya, osnovnyye problemy, idei i kontseptsii ot drevnosti do nashikh dney / YU.I. Semenov. — M.: Sovrem. tetradi, 2003 (OAO Ivan. obl. tip.). — 775 s.

9. Fliyer A.YA. Kul'turologiya obrazovaniya: tseli, zadachi, vozmozhnosti // Vestnik MGUKI. — 2013. — №1 (51). — C. 24–31.

10. Fliyer A.YA. Chelovek i kul'tura: parametry sopryazhennosti // Kul'tura kul'tury. — 2015. — № 2 (6). — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/chelovek-i-kultura-parametry-sopryazhennosti (data obrashcheniya: 15.05.2021).

Накопление и трансляция социального опыта — важнейшая содержательная компонента культуры, представляющая собой исторически отобранные и аккумулированные в общественном сознании формы осуществления любой социально значимой деятельности и взаимодействия людей, показавшие свою приемлемость не только с точки зрения непосредственной утилитарной эффективности, но и в поддержании требуемого в существующих условиях уровня социальной консолидированности сообщества и его функциональных сегментов и подсистем, устойчивости организационных форм и эффективности процессов регуляции коллективной жизнедеятельности.

Социальное воспроизводство выполняет в обществе целый ряд функций.

Первая культурная функция социального воспроизводства заключается в аккумулировании прямых (выраженных в императивных установлениях, ценностях, нормах) и опосредствованных (опредмеченных в предпочитаемых и допустимых технологиях и продуктах социально значимой деятельности) способов поддержания и обеспечения социальной интегрированности людей в более или менее устойчивые коллективы с устоявшимися организационно-деятельностными формами бытия. Следует отметить, что социальный опыт включает в себя прежде всего набор ценностных ориентаций, принятых в данном сообществе. А всякая ценность, с точки зрения ее социокультурных функций, прежде всего обеспечивает поддержание социальной консолидированности людей, снятие, понижение или недопущение социально опасных напряжений, противоречий, конфликтов, преодоление агрессивных, эгоистических и иных социально безответственных проявлений человека и одновременно имеет целью повышение взаимопонимания, толерантности, комплементарности, согласия, выработку общих оценочных критериев и конвенциональных интерпретаций и т.п. Эмпирически ни у одного народа невозможно выявить какие-либо ценностные установки, намеренно стимулирующие социальную деструкцию. С этой точки зрения, культура — это действительно совокупность позитивных, социально консолидирующих интенций человеческого существования, что неоднократно подчеркивалось многими мыслителями.

Для Цитирования:
Флиер Андрей Яковлевич, Роль образования в накоплении и трансляции социального опыта. Ученый совет. 2021;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: