Необходимость формирования эффективных механизмов защиты работников является весьма актуальной проблемой для России. Это связано с тем, что в промышленности страны каждый третий работник трудится в условиях повышенного профессионального риска, получая при этом незначительные по стоимости компенсации, что экономически не стимулирует работодателя создавать рабочие места с безопасными условиями труда или по крайней мере не настолько мотивирует ряд работодателей.
На сегодняшний день механизмы социальной защиты в области условий охраны труда определены в законодательстве об охране труда, об обязательном социальном страховании и о пенсионном страховании. В основу общего механизма социальной защиты положены компенсационные выплаты за работу во вредных и опасных условиях труда. Следует отметить, что используемые нормы компенсационных выплат, определенные в упомянутых законах, базируются на различных концепциях и подходах в части социальной защиты работников.
Так, повышение размера оплаты труда и предоставление дополнительного отпуска за работу во вредных и опасных условиях вменяются в обязанности работодателя. А компенсационные механизмы устанавливаются на основе субъективных мнений, без научно обоснованной методологии, в чем нам еще надо продвигаться, безусловно. Логически обоснованный и аргументированный характер имеют только компенсационные выплаты в связи с временной и стойкой утратой трудоспособности из-за несчастных случаев и профзаболеваний, которые начисляются с учетом медико-социальной экспертизы.
Повышенная доплата к заработной плате, дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенный рабочий день до недавнего времени играли определенную защитную роль, и компенсации устанавливались в зависимости от превышения факторов производственной среды, санитарно допустимых концентраций и на основании Типового положения об оценке условий труда и применения отраслевых перечней. В случае высоких и сверхвысоких превышений негативных факторов производственной среды доплата к заработной плате доходила до 100 % тарифной ставки, а дополнительный отпуск — до шести недель.