По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.1

Роль молодежи в формировании человеческого капитала сельских территорий

С. Г. Головина д-р экон. наук, профессор, главный научный сотрудник, Уральский государственный аграрный университет, 620075, Российская Федерация, г. Екатеринбург, ул. Карла Либкнехта, д. 42, e-mail: s_golovina@yahoo.com

В статье представлены результаты обзорно-аналитического исследования относительно возможностей привлечения молодежи к жизнедеятельности в границах сельских территорий, участию в сельской экономике, решению социальных и экологических проблем села. Исследовательскую базу составили официальные статистические материалы, программы и проекты, актуальные для развития человеческого капитала молодого поколения в сельском пространстве, результаты научных работ по проблемам образования, занятости, сельской инфраструктуры, с которыми сталкиваются молодые люди чаще, чем более взрослое поколение. В качестве основного результата предпринятых изысканий следует позиционировать вывод о том, что изменить демографическую ситуацию на селе способны такие меры, как совершенствование системы образования, гибкие формы поддержки молодежи на начальных этапах ее трудовой деятельности, создание социокультурных, экологических, инфраструктурных условий, адекватных требованиям современного общества.

Литература:

1. Головина С. Г., Миколайчик И. Н., Смирнова Л. Н. Социальноэкономи ческие условия развития человеческого капитала сельских территорий // Аграрный вестник Урала. — 2020. — № 8. — С. 65–79.

2. Головина С. Г., Миколайчик И. Н., Смирнова Л. Н. Теория человеческого капитала: от ретроспективного анализа к хозяйственной практике // Вестник НГИЭИ. — 2021. — № 7 (122). — С. 111–121.

3. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [Электронный ресурс]. — URL: https://docs.cntd.ru/do cument/902361843?marker=ABK0O2. (дата обращения: 05.02.2022).

4. Государственная программа Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий». [Электронный ресурс]. — URL: https:// docs.cntd.ru/document/554801411? marker=7DA0K5. (дата обращения: 05.02.2022).

5. Труд и занятость в России. Статистический сборник. — M.: Росстат, 2021. — 177 c.

6. О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 # 642 (ред. от 15.03.2021) [Электронный ресурс]. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_207967/. (дата обращения: 05.02.2022).

7. Bombiak E. Green Human Resource Management — The Latest Trend or Strategic Necessity? // Entrepreneurship and Sustainability. — 2019. — № 6 (4). — Рр. 1647–1662.

8. Buera F. J., Lucas R. E. Idea Flows and Economic Growth // Annual Review of Eco nomics. — 2018. — Vol. 10. — Рр. 315–345.

9. Chiswick B. R., Miller P. W. Negative and Positive Assimilation, Skill Transferability, and Linguistic Distance // Journal of Human Capital. — 2012. — № 6 (1). — Рр. 35–55.

10. European Commission. Council Conclusions on the Role of Youth in Addressing the Demographic Challenges Within the European Union // Official Journal of the European Union. — 2018. — Vol. 61. — Pр. 16–20.

11. European Commission. Council Conclusions on Young People and the Future of Work // Official Journal of the European Union. — 2019. — Vol. 62. — Pр. 28–34.

12. Gale T., Parker S. Navigating Change: A Typology of Student Transition in Higher Education // Studies in Higher Education. — 2014. — № 39 (5). — Рр. 734–753.

13. Naafs S., Skelton T. Youthful Futures? Aspirations, Education and Employment in Asia // Children’s Geographies. — 2018. — № 16 (1). — Рр. 1–14.

14. Robertson S., Harris A., Baldassar L. Mobile Transitions: A Conceptual Framework for Researching a Generation on the Move // Journal of Youth Studies. — 2018. — № 21 (2). — Рр. 203–217.

15. Thomson R., Bell R., Holland J. (ets.). Critical Moments: Choice, Chance and Opportunity in Young People’s Narratives of Transition // Sociology. 2002. — № 36 (2). — Рр. 335–354.

16. Van Assche K., Verschraegen G., Valentinov V., Gruezmacher M. The Social, the Ecological, and the Adaptive. Von Bertalanffy’s General Systems Theory and the Adaptive Governance of Social‐ ecological Systems // Systems Research and Behavioral Science. — 2019. — Vol. 36 (3). — Рр. 308–321.

17. Wegren S. K. Human Capital and Russia’s Agricultural Future // PostCommunist Economics. — 2014. — № 26 (4). — Р. 537–554.

В русле устойчивого развития сельских территорий большое внимание уделяется человеческому фактору и человеку вообще (как основному субъекту сельского пространства), в связи с чем в современной государственной политике в Российской Федерации и в других странах мира существенное место занимает группа мероприятий, направленных именно на поддержку сельских жителей в плане повышения уровня их жизни, предоставления им возможностей обучения и развития, сохранения и укрепления их физического и ментального здоровья. По сути, мероприятия такого порядка фокусируются на достижении социальной устойчивости, в том числе за счет технологических и социальных инноваций, предлагаемых в связи с развитием цифровизации, искусственного интеллекта, робототехники, а успех осуществления их в отечественной сельской среде во многом определяется возможностями «омоложения» сельского населения, а именно привлечением на село образованной, креативной, предприимчивой молодежи. Принимая это во внимание, молодежная политика на селе все более актуализируется и становится одним из главных условий повышения жизнеспособности сельских районов, создания современных и устойчивых производственно-сбытовых цепочек, развития (и процветания) сельских территорий [Buera, 2018]. Относительно сугубо экономических аспектов общепризнано, что во всех отраслях (включая сельское хозяйство) наличие механизма смены поколений и обеспечения преемственности является важной детерминантой повышения конкурентоспособности в долгосрочной перспективе, а разработка и имплементация особой политики по удержанию в границах сельских территорий молодых фермеров, предпринимателей, специалистов различных отраслей сельской экономики рассматривается повсеместно как важная государственная задача. Концентрация молодежи в сельском хозяйстве и на селе означает формирование человеческого капитала нового качества, без наличия которого инновативное развитие села не представляется возможным.

Государственная политика Российской Федерации, сформулированная в различных программных документах (О Государственной программе; Государственная программа О Стратегии), нацелена на создание условий, позволяющих молодежи реализовать свой потенциал в сельской местности, и предполагает в связи с этим: 1) обеспечение села надлежащей инфраструктурой (укрепление социально-экономической инфраструктуры помогает сделать сельские районы более привлекательными для жизни и работы); 2) создание для молодежи качественных рабочих мест в сельской местности; 3) диверсификацию сельской экономики и развитие таких видов деятельности, в которых молодые люди могут и проявить себя, и принести пользу местным сообществам; 4) генерирование условий среды, активизирующих участие молодых людей в местном развитии; 5) обеспечение (для городской и сельской молодежи) равного доступа к качественному образованию и профессиональному росту; 6) создание положительного имиджа сельской местности; 7) защиту сельских традиций и инкорпорацию их в молодежную культуру. Что касается конкретных мер, то сегодня они заключаются в поддержке доходов отдельных категорий специалистов на селе (учителей, медицинских работников прежде всего), в применении различных форм помощи молодым фермерам, в реализации современных инструментов содействия как развитию в сельской местности неаграрного бизнеса, так и созданию благоприятных социальных и экологических условий для нынешнего и будущих поколений селян.

Для Цитирования:
С. Г. Головина, Роль молодежи в формировании человеческого капитала сельских территорий. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: