В современных условиях возрастает роль активного сотрудничества медицинского работника и пациента в вопросах обучения здоровому образу жизни, управления хроническим заболеванием, улучшения качества и продолжительности жизни. Обучение пациентов в Школах здоровья вошло в стандарты оказания медицинской помощи пациентам с различной патологией.
В этих условиях возрастает роль сестринского персонала в вопросах обучения пациентов здоровому образу жизни, профилактики заболеваний (первичной, вторичной, третичной). Большинство хронических заболеваний в настоящее время сложно излечить, но можно реально контролировать и обеспечивать профилактику осложнений, что может существенно продлить жизнь больных и повысить ее качество. Однако успешно контролировать хроническое заболевание, даже с максимальным использованием арсенала современной медицины, но без активного участия пациента, не представляется возможным [6].
Школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни.
Цель таких Школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
В работе Школ особое место уделяется профессиональным обязанностям медицинских сестер, современным сестринским технологиям, применяем в организации и проведении занятий.
Обучение в Школе здоровья определяется как помощь пациентам в приобретении и поддержании навыков, необходимых им для максимального управления их жизнью в условиях хронического заболевания, либо в определенные периоды жизни. Это лечебно-образовательный процесс, являющийся полноправной областью здравоохранения, составной и непрерывной частью ведения пациентов. Обучение сориентировано на пациента, создано для помощи пациентам и их семьям в понимании своего заболевания/ состояния, эффективном лечении, ведении здорового образа жизни, обучении уходу за собой, сотрудничестве с медицинским персоналом. Все это, в конечном счете, ведет к улучшению качества жизни пациента [9].
Целью обучения является не заполнение вакуума знаний, а прогрессивное изменение представлений больного о заболевании и его лечении, ведущее к изменению поведения, к истинному умению управлять лечением заболевания в активном союзе с врачом [10].
Одной из важных составных частей лечения туберкулёза является просветительная работа среди пациентов. Медицинская сестра противотуберкулёзной службы находится в постоянном контакте с пациентом и поддерживает его с момента установления диагноза и до завершения лечения. Близкие пациента также нуждаются в поддержке и информации [1].
С момента установления диагноза пациент должен получить основную информацию о том, что такое туберкулёз и как он распространяется. Больной может быть напуган, и тогда его нужно убедить в том, что туберкулёз излечим. Необходимо рассказать пациенту о курсе лечения и объяснить необходимость приема лекарств под непосредственным наблюдением. Некоторые пациенты могут решить, что принимать препараты каждый день очень обременительно и это пустая трата времени. В этом случае медицинский работник должен разубедить больного.
Основной целью обучения больных туберкулёзом является формирование у пациента сознательного и грамотного отношения к своей болезни. Все пациенты больные туберкулёзом хотят знать о заболевании больше и с огромной заинтересованностью относятся к обучению. Но добиться одного «понимания болезни» у больного, конечно, недостаточно — необходимо выработать у него стойкую мотивацию на выполнение тех правил жизни, которые потребовал туберкулёз. Медицинские сёстры должны приложить все свои усилия на то, чтобы из «туберкулёзных больных» пациенты стали полноправными союзниками в контроле за своим заболеванием и понимали, что без их участия благоприятного течения туберкулёза добиться невозможно. Для этого следует постоянно подчеркивать идею партнерства и сотрудничества, при котором медицинский персонал и больной работают ВМЕСТЕ над решением вопросов помощи больному [7].
Для качественного и доступного обучения необходимо создать школу для больных туберкулёзом.
Серьёзной проблемой для общества являются алкоголизм, курение, наркомания, ВИЧ- инфекция, инфекции, передающиеся половым путём.
По определению ВОЗ, здоровье человека на 50 % определяется образом жизни, то есть поведением и отношением человека к собственному здоровью и здоровью окружающих, одним из приоритетных направлений при организации работы Школ у медицинских сестёр диспансера, стало формирование у пациентов здорового образа жизни, повышение уровня санитарно-гигиенической культуры, обучение дезинфекционным мероприятиям как пациента, так и членов его семьи [11].
Для организации работы Школ в диспансере в 2013 году проводился опрос и анкетирование медицинских сестёр стационарной службы и пациентов, находящихся на стационарном лечении.
В опросе участвовали 12 медицинских сестер с разными возрастными и профессиональными особенностями и 15 пациентов диспансера. Им было предложено ответить на вопросы составленной анкеты.
Анализ результатов анкетирования, направленный на изучение возможности организации школы для больных туберкулёзом, показал, что в диспансере есть условия для организации школы для больных туберкулёзом. Все участвовавшие в анкетировании респонденты считают необходимым создание в противотуберкулёзном диспансере Школы для больных туберкулёзом.
Все медицинские сестры ответили, что нужна наглядная информация для обучения пациентов. С наглядной информацией пациенты лучше усваивают и запоминают нужную информацию.
Так же все респонденты ответили, что нужно проводить индивидуальное обучение пациентов основам санитарно-противоэпидемиологического режима. Мы полагаем, что это связано с тем, что туберкулез — одно из древнейших инфекционных заболеваний, заразен и очень опасен. В отличие от многих других инфекций, он имеет хроническое и часто скрытое течение, что повышает вероятность распространения туберкулеза больным человеком многократно. Считается, что за год больной «открытой» формой туберкулеза заражает в среднем 10–15 человек. После заражения, в течение жизни, примерно 8–10 % заразившихся заболевают той или иной формой туберкулеза. 20% медицинских сестёр считают, что работать в Школе должны палатные сестры. 80 % медицинских сестер считают, что работать и обучать в Школе пациентов должны специально обученные медицинские сестры, т.к. после окончания базового медицинского училища у сестер недостаточно знаний. Считают, что в Школе должны работать медицинские сестры, которые знают основы педагогики и психологии и для этого необходимо в систему дополнительного профессионального образования средних медицинских работников введение программ обучения медицинских сестёр по психологии и педагогике. 30 % медицинских сестёр считают, что обучение пациентов нужно проводить 2–3 раза в неделю для впервые заболевших. Пациенты, впервые заболевшие нуждаются в достоверной широкой информации о заболевании, мерах профилактики. Полученная пациентом информация необходима в первые дни недели, от которой будет зависеть исход выздоровления. 30 % медицинских сестёр считают, занятия нужно проводить один раз в неделю для пациентов, прошедших курс лечения в стационаре, так как эти пациенты уже получили часть информации в стационаре. 40% медицинских сестра считают, что достаточно один раз в месяц проводить занятия с пациентами, для повторения мер профилактики и санитарно-противоэпидемического режима.
Все медицинские сестры считают, что необходимо привлекать родственников к обучению. Респонденты считают, что родственники будут помогать своим близким в лечении и соблюдении санитарно-эпидемиологического режима. Туберкулёз как инфекционное заболевание развивается в социально организованном человеческом обществе, и во многом распространение туберкулеза зависит от организации и благополучия этого общества. Пациент, проживающий в одной квартире с родственниками, подвергает их риску заражению туберкулёзом.
Анализ результатов опроса пациентов показал, что пациентам необходимо обучение. 70 % пациентов ответили, что им хотелось бы знать больше о своем заболевании, факторах риска, профилактике и образе жизни от медицинской сестры, т к. пациенты больше общаются с медицинскими сестрами. 30 % пациентов ответили, что информации достаточно.
Медицинские сестры объясняют пациентам и их родственникам как правильно обрабатывать плевательницы, предметы личной гигиены, посуды. Пациенты считают, что им необходимы индивидуальные занятия с наглядной информацией. Медицинские сестры диспансера готовы помогать пациентам, предоставлять им наглядную информацию и проводить занятия.
Таким образом, анализ результатов анкетирования показал:
1. В Противотуберкулёзном диспансере есть условия для создания Школы для больных туберкулёзом.
2. Медицинские сестры нуждаются в дополнительном профессиональном образовании средних медицинских работников введение по психологии и педагогике.
3. Пациенты нуждаются в обучении и хотят обучаться. Они хотят приобрести знания с помощью наглядной информации для быстрейшего выздоровления.
ВЫВОДЫ
В настоящее время необходимость совершенствования профилактической помощи населению, коррекции факторов риска, неблагоприятно влияющих на здоровье и связанных с образом жизни, не вызывает сомнений. Профилактическими могут быть не только медицинские вмешательства, но и образовательные технологии. Одной из перспективных интегрированных технологий профилактической и лечебной помощи является обучение в Школах здоровья для пациентов [4].
Проведенный нами теоретический анализ Школ здоровья показал, что школа для пациентов — это совокупность средств и методов индивидуального и группового воздействия на пациентов и население, направленная на повышение уровня их знаний, информированности и практических навыков по рациональному лечению заболевания, профилактике осложнений и повышению качества жизни. Цель таких Школ — повышение мотивации и улучшения выполнения пациентами врачебных рекомендаций, формирование партнерских отношений с врачом в лечении, реабилитации и профилактике, их взаимовыгодное сотрудничество. При посещении этих школ у пациентов формируется ответственность за сохранение своего здоровья, рациональное и активное отношение к здоровью, мотивация к оздоровлению, соблюдению режима лечения.
Развитие Школ здоровья для пациентов позволяет реализовать один из основополагающих принципов реформирования здравоохранения — обеспечение партнерства врача и пациента в достижении качества и эффективности оказываемой медицинской помощи.
Практический анализ возможности открытия школы для больных туберкулёзом показал необходимость в Противотуберкулёзном диспансере открытия школы для больных туберкулёзом. Пациенты хотят обучаться в школе, а медицинские сестры готовы работать и обучать пациентов.
Для выполнения поставленной задачи было проведено обучение палатных медицинских сестёр по проведению занятий в Школе, создана «Инструкция для медицинских сестер ГБУЗ СО ТПТД» по обучению пациентов (Приложение 1); внедрены медицинские протоколы для медицинских сестёр «Медико — санитарное просвещение пациентов» (Приложение № 2); «подготовка медицинской сестры к проведению занятий с пациентами» (Приложение № 3); «Эффективные методы обучения пациентов» (Приложение № 4).
Наша общая задача — активно участвовать в реформировании оказания помощи пациентам, поддерживать и совершенствовать имеющиеся достижения, видеть недостатки в работе и не бояться перемен.
Приложение 1
ИНСТРУКЦИЯ для медицинских сестёр ГБУЗ СО ТПТД по обучению пациентов
Обучение пациентов является важной частью программы контроля над туберкулезом, цель которого повысить дисциплинированность пациентов и снизить уровень распространения заболевания.
Обучение пациентов их заболеванию может повлиять на соблюдение режима, и как следствие, приведет к успешному исходу лечения больных. Чем больше больные будут знать о том, что такое туберкулез и как он распространяется, будут знать о своем лечении и о возможности быть излеченными, тем более ответственно они будут следовать режиму лечения.
Медсестра, в роли инструктора по обучению пациента, играет жизненно важную роль в борьбе против туберкулеза. Чем больше информации получает и понимает пациент, тем более вероятно, что больной сможет взять на себя ответственную и активную роль в своем лечении, и будет пытаться получать и принимать все назначенные ему дозы медикаментов.
Хорошо проинформированный и излеченный больной является хорошим пропагандистом, он помогает доносить информацию до других людей, делясь своими собственными знаниями о туберкулезе и о возможности быть излеченным.
А) Медсестра обязана:
• Предоставить стандартное (как указывается далее) запланированное обучение пациентов во время интенсивной фазы лечения.
• Продолжать индивидуальное или групповое обучение пациентов в стандартной и запланированной форме в течение оставшегося (амбулаторного) периода на поддерживающей фазе лечения.
В) В стандартной программе обучения должны соблюдаться следующие ниже перечисленные пункты:
• Обучение пациентов должны проводить специально обученные медсестры, ознакомленные со стандартными занятиями.
• Программа состоит из 6 разных занятий.
• Каждое проведенное занятие, тему обучения и список присутствующих пациентов, записывает в предназначенном для этого регистре, и заверяет своей подписью медсестра, проводившая обучение.
• Проведенные занятия по обучению пациентов документируются в Листке учета «Школы Здоровья для больных туберкулёзом» , при его выписке на амбулаторное лечение, подклеиваются в историю болезни.
• Занятия организуются в группах от 1–6 больных.
• Больные в группе должны находиться на одной фазе лечения.
• Больные должны отбираться в группы со схожими характерами, интересами, одной половозрастной группы, со схожими интересами и т. д.
• Темы занятий намеренно повторяются для обзора и повторения информации, полученной ранее; информация занятий излагается различными способами, так как это помогает больным получить и закрепить знания о ТБ.
• Информация должна излагаться доступным для понимания образом.
• Материал по санитарно — просветительной работе выдается больным для усиления изученной ими информации, и не служит ее заменителем.
• Знания больного, его семьи и социальных условий, в целях поддержания их во время лечения, являются жизненно важными в успехе лечения во время наблюдения на всех этапах лечения.
• Хорошее взаимоотношение с больным, помимо выполнения обычной роли наблюдения лечения, является важным.
• Выделите время, особенно во время первого посещения больного Школы, на обсуждение важности принятия противотуберкулезных препаратов и окончания лечения, а также оцените трудности, с которыми встречается каждый больной при продолжении лечения. Особой целью этого является установление договоренности в отношении времени лечения и убеждение в том, что больной знает о режиме лечения.
• Обсуждайте с больным его страхи и беспокойства в отношении ТБ и отвечайте на любые вопросы, которые задает больной.
• Обучение всей семьи больного помогает проведению эффективного лечения.
С) Цель занятий по обучению пациентов состоит в том, что больные должны знать:
• Почему им необходимо принимать такое большое количество препаратов, даже если их самочувствие улучшается;
• Что необходимо принять дозу каждого препарата;
• Что все препараты должны приниматься на протяжении предписанного периода времени;
• Иметь представление о том, что такое ТБ и как он распространяется;
• Иметь основные знания о том, что такое лекарственная устойчивость и о том, как она возникает;
• Понимать важность принятия медикаментов под непосредственным наблюдением;
• Знать о возможных побочных явлениях, вызываемых противотуберкулезными препаратами.
Приложение 2
МЕДИЦИНСКИЙ ПРОТОКОЛ «МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ПАЦИЕНТОВ»
Цель: повышение уровня знаний пациентов о заболевании, создание атмосферы партнерства на основе знаний
Приложение 3
МЕДИЦИНСКИЙ ПРОТОКОЛ «ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЙ С ПАЦИЕНТАМИ»
Цель: содействие пациентам в получении информации необходимой для получения знаний о своем заболевании
Приложение 4
МЕДИЦИНСКИЙ ПРОТОКОЛ «ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ»
Цель: формирование взаимопонимания и доверительных отношений между медицинскими работниками и пациентом