Задача импортозамещения решается в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [1], которая предусматривает обеспечение продовольственного рынка товарами отечественного производства и сохранение массового завоза только той продукции, которая не может производиться на территории России из-за климатических условий. Однако, как считает Г. Я. Резго, потребительский рынок России заполнен импортными продуктами питания [4, с. 33]. Для того чтобы выполнить показатели Доктрины продовольственной безопасности, необходимо, по мнению И. Г. Ушачева, увеличить производство молока, мяса и овощей в 1,5 раза [7, с. 13]. В условиях западных экономических санкций вопрос импортозамещения еще более обострился и требует незамедлительного решения.
Целью данного исследования является определение роли малого предпринимательства в обеспечении импортозамещения на примере Пермского края. Для реализации поставленной цели решены следующие задачи:
1) определена зависимость продовольственного рынка региона от импорта;
2) выяснено место малого предпринимательства в обеспечении продовольственной безопасности;
3) рассмотрены меры государственной поддержки малого бизнеса для решения задачи импортозамещения.
Для изучения данного вопроса был использован монографический метод исследования, который дает возможность применить комплексно-функциональный анализ для сопоставления и детализации экономических категорий, определения их взаимозависимости.
В 1990 годы, в условиях формирования рыночных отношений, существовало представление о том, что отечественное сельское хозяйство можно не поддерживать, а необходимые продукты питания и сельскохозяйственное сырье — закупать. Однако не во всех регионах РФ положение одинаковое. Определим размер импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в Пермском крае. За период с 2011 по 2013 г. размер импорта вырос с 823,4 млн до 1087,4 млн долл., т. е. рост составил 32 %. Однако импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья не только не вырос, но даже сократился с 18,7 млн долл. в 2011 г. до 14,5 млн в 2013 г., т. е. на 29 %.