По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.01

Роль малого и среднего бизнеса в импортозамещении машиностроительной продукции

О.З. Юнкин директор, ООО «Гейзер», Е-mail: moykageyser@gmail.com

С 2014 года в нашей стране одним из государственных приоритетов являются разработка и производство импортозамещающей продукции по ключевым отраслям национальной экономики. Многие планы и мероприятия удалось реализовать, но потенциал малого и среднего бизнеса в разработке и изготовлении машиностроительной продукции, на мой взгляд, не удалось использовать в полной мере. И это существенный резерв для масштабного развития отрасли в условиях введенных экономических санкций. В статье на примере кейса небольшой машиностроительной компании рассмотрены приоритеты и проблемы, ограничивающие возможности МСП в разработке и организации производства новых технологичных продуктов.

Литература:

1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности” и планов мероприятий по импортозамещению в различных отраслях, утвержденных Министерством промышленности и торговли Российской Федерации».

2. Ги Б. На всем своем. Почему России не грозит голод. — https://ria.ru/20220725/ importozameschenie-1804291754.html.

3. Бутов А.М. Рынок продукции станкостроения. — https://dcenter.hse.ru/dat a/2020/11/07/1361776905/%D0%A0%D1 %8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0 %BF%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%83 %D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8%20 %D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%BA %D0%BE%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE% D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F-2020.pdf.

4. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

В 2022 году большинство российских машиностроительных компаний столкнулись с проблемами приобретения и обслуживания производственного оборудования, а также поставки материалов и комплектующих. Введенные западными странами санкции и нарушение большинства логистических цепочек заставляют российский бизнес осуществлять поиск альтернативных производителей и маршрутов доставки продукции потребителю. В данной ситуации проблемы одних создают возможности для других компаний по разработке и запуску в производство новых продуктов и услуг. И здесь ключевое значение приобретает возможность выявления потребностей потенциальных клиентов и определения емкости и перспектив развития нового рынка сбыта. В этом вопросе малым и средним машиностроительным компаниям не обойтись без помощи государства.

С 2014 года в Российской Федерации была поставлена задача импортозамещения зарубежной продукции, созданы и утверждены на государственном уровне соответствующие планы и программы [1]. Во многих направлениях, в первую очередь в сельском хозяйстве, были достигнуты значительные успехи: за 10 лет оборот растениеводства вырос в 3,5, а животноводства — в 2 раза [2]. К сожалению, импортозамещение в машиностроении было не столь успешным: в создании средств производства (а это базовая основа развития машиностроения) мы существенно отстаем не только от западных, но и от азиатских стран, несмотря на почти двукратный рост объема производства станков внутри страны [3].

Среди целого ряда причин, не позволивших успешно реализовать планы и программы по импортозамещению машиностроительной продукции, можно выделить, на мой взгляд, несколько ключевых:

• Непонятны перспективы развития рынков сбыта и потребности клиентов. Основными потребителями машиностроительной продукции в стране являются крупные государственные и частные корпорации, которые предпочитают приобретать оборудование иностранного производства, более дорогое, но и более понятное по качеству, сроку службы и т.д. К тому же в большинстве крупных компаний проектной документацией предусмотрено использование импортных машиностроительных изделий, и вносить корректировки в проект с заменой части оборудования российскими аналогами либо технологически невозможно, либо у заказчика нет соответствующего желания.

Для Цитирования:
О.З. Юнкин, Роль малого и среднего бизнеса в импортозамещении машиностроительной продукции. Управление качеством. 2022;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: