В 2022 году большинство российских машиностроительных компаний столкнулись с проблемами приобретения и обслуживания производственного оборудования, а также поставки материалов и комплектующих. Введенные западными странами санкции и нарушение большинства логистических цепочек заставляют российский бизнес осуществлять поиск альтернативных производителей и маршрутов доставки продукции потребителю. В данной ситуации проблемы одних создают возможности для других компаний по разработке и запуску в производство новых продуктов и услуг. И здесь ключевое значение приобретает возможность выявления потребностей потенциальных клиентов и определения емкости и перспектив развития нового рынка сбыта. В этом вопросе малым и средним машиностроительным компаниям не обойтись без помощи государства.
С 2014 года в Российской Федерации была поставлена задача импортозамещения зарубежной продукции, созданы и утверждены на государственном уровне соответствующие планы и программы [1]. Во многих направлениях, в первую очередь в сельском хозяйстве, были достигнуты значительные успехи: за 10 лет оборот растениеводства вырос в 3,5, а животноводства — в 2 раза [2]. К сожалению, импортозамещение в машиностроении было не столь успешным: в создании средств производства (а это базовая основа развития машиностроения) мы существенно отстаем не только от западных, но и от азиатских стран, несмотря на почти двукратный рост объема производства станков внутри страны [3].
Среди целого ряда причин, не позволивших успешно реализовать планы и программы по импортозамещению машиностроительной продукции, можно выделить, на мой взгляд, несколько ключевых:
• Непонятны перспективы развития рынков сбыта и потребности клиентов. Основными потребителями машиностроительной продукции в стране являются крупные государственные и частные корпорации, которые предпочитают приобретать оборудование иностранного производства, более дорогое, но и более понятное по качеству, сроку службы и т.д. К тому же в большинстве крупных компаний проектной документацией предусмотрено использование импортных машиностроительных изделий, и вносить корректировки в проект с заменой части оборудования российскими аналогами либо технологически невозможно, либо у заказчика нет соответствующего желания.