По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378.14

Роль локальных нормативных актов образовательных организаций системы МВД России в образовательном законодательстве

В.В. Цветков канд. юрид. наук, доцент кафедры конституционного и международного права, Нижегородская академия МВД России

Статья посвящена функциональному анализу локальных нормативных актов образовательных организаций системы МВД России. Автор рассматривает локальное правотворчество образовательных организаций системы МВД России в качестве одного из приоритетных направлений работы.

Система образовательного законодательства Российской Федерации – многоуровневый, сложный и малоизученный элемент правовой системы нашего государства. Субъект регулятивного воздействия на отношения в сфере образования определен в статье 72 Конституции Российской Федерации, а образовательная сфера выступает в качестве предметов совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон «Об образовании») к формам нормативного регулирования образовательных отношений относит Конституцию Российской Федерации, Закон «Об образовании», другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов

Российской Федерации. Весь массив нормативных правовых актов, содержащих нормы, регулирующие отношения в сфере образования, законодатель называет «законодательство об образовании».

В Законе «Об образовании», как и в ранее действовавшем Законе Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» (далее – ранее действовавший Закон «Об образовании»), избрана та модель понимания системы законодательства об образовании, которая в теории права получила название «широкое понимание законодательства». Широкое толкование термина «законодательство» (в законодательство включаются как собственно законы, так и подзаконные акты) имеет не только плюсы, но и минусы. Среди последних то, что оно способствует смешению уровней регулирования и необоснованному преобладанию подзаконных актов [1].

Принятие и вступление в силу в 2012–2013 гг. Закона «Об образовании» повлекло за собой значительные изменения всей системы законодательства Российской Федерации об образовании. Научный анализ структуры нового образовательного закона и его содержания позволяет отдельным ученым высказываться о проведении нормоустановителем «скрытой кодификации» образовательного законодательства. Структурно-форматированная переработка привела к сокращению количества федеральных законов, правовых актов Правительства Российской Федерации и многократному увеличению актов ведомственных, актов, издаваемых федеральными органами исполнительной власти, предметом регулирования которых являются общественные отношения, возникающие в сфере образования. Множественные законодательные новеллы обусловили необходимость издания значительного количества актов подзаконного нормативного и ненормативного характера, устанавливающих, по сути, обязательные правила поведения для многих субъектов образовательных отношений. Традиционно считалось, что правовые акты образовательных учреждений конкретизируют образовательное законодательство, выступают инструментом регулирования узких сфер образования, кадрового обеспечения, формулируют особенности применения в вузе трудового законодательства. Методологическая концепция понимания строилась на доводах невозможности противоречия результата локального правотворчества правовым предписаниям высшей юридической силы – федеральным законам, постановлениям Правительства Российской Федерации, ведомственным приказам. Необходимость же их издания прямо предусматривалась образовательным законодательством или учредительными документами.

Для Цитирования:
В.В. Цветков, Роль локальных нормативных актов образовательных организаций системы МВД России в образовательном законодательстве. Юрист ВУЗа. 2017;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: