По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.025.12

Роль лизинга и государственных инвестиций в развитии региональной экономики

Швецов Юрий Геннадьевич д-р экон. наук, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, финансы и кредит», Алтайский государственный технический университет, г. Барнаул, Российская Федерация

В статье рассмотрены важнейшие особенности и ключевые недостатки финансирования инвестиционных проектов для развития экономики субъектов РФ. Предложены направления совершенствования формирования региональных целевых программ с целью раскрытия собственного потенциала территорий и ускорения их социально-экономического развития.

Литература:

1. Федеральный закон РФ от 13.12.1994 № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (в ред. от 24.07.2007 № 222-ФЗ).

2. Письмо Минэкономразвития России от 18.03.2016 «О ходе выполнения федеральных целевых программ и реализации федеральной адресной инвестиционной программы за 2015 год».

3. Агафонов В. А. Анализ стратегий и разработка комплексных программ. — М.: Наука, 2008. — 256 с.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации. — М.: Омега-Л, 2017. — 356 с.

5. Кузнецова О. В. Региональная политика России. 20 лет реформ и новые возможности. — М.: Либроком, 2015. — 392 с.

6. Морозова О. С. Правовое регулирование межбюджетных отношений в ФРГ. — М.: Проспект, 2015. — 144 с.

7. http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2012/10/Otkrytyy_ budzhet.pdf.

8. http://www.minfi n.ru/ru/budget/regions/mb/.

9. Положение дел в сфере межбюджетных отношений [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.deloros.ru/main.php?mid=334&doc=23181.

10. Суглобов А. Е., Черкасова Ю. И., Петренко В. А. Межбюджетные отношения в Российской Федерации. — М.: Юнити-Дана, 2013. — 320 с.

11. Третнер К. Х. Реформирование межбюджетных отношений в Германии // Финансы. — 2003. — № 1. — С. 66–70.

12. Фарукшин Мидхад und Хоменко Вадим. Межбюджетные отношения в федеративных системах. — М.: Dictus Publishing, 2014. — 252 с.

При реализации федеральных целевых программ на региональном уровне возникает ряд проблем, связанных с возможностями отдельных субъектов РФ по финансированию бюджетных расходов. В связи с необходимостью их решения выделяются следующие направления совершенствования программно-целевых методов государственного регулирования экономики:

— определение возможностей финансирования мероприятий за счет собственных источников средств субъектов Федерации (т. е. по статьям текущих расходов или в рамках региональных целевых программ);

— определение сумм, которые должны быть привлечены за счет каждого из источников (средств федерального и региональных бюджетов и внебюджетных средств);

— полное, своевременное и регулярное финансирование расходов федеральных целевых программ;

— целевое, полное и адресное использование средств из всех источников, выделяемых на реализацию целевых программ;

— совершенствование структуры программных расходов.

Одной из наиболее острых является проблема наличия у регионов собственных источников для финансирования программных мероприятий. Она связана, в первую очередь, с общей дефицитностью большинства территориальных бюджетов. Другой причиной является иждивенческий подход органов власти некоторых регионов к получению бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

С одной стороны, привлечение дополнительных сумм финансирования вне зависимости от источника — это всегда положительный фактор. С другой стороны, зачастую имеет место не прирост финансирования, а лишь перераспределение полномочий по расходам между бюджетами. В этом случае привлечение средств Фонда финансовой поддержки регионов, других бюджетных фондов, а также средств внебюджетных источников в регионах нивелируется снижением финансирования собственно программной части их бюджетов.

Некоторые российские экономисты полагают, что бюджетные средства должны стать не столько источником финансирования программных расходов, сколько стимулом для заинтересованных учреждений и организаций при вложении средств в бюджетные (в первую очередь — инвестиционные) проекты. Так, в докладах Минэкономразвития России, посвященных итогам реализации ФЦП, ежегодно указывается не просто объем средств, привлеченных из внебюджетных источников, но и их соотношение со средствами федерального бюджета. Причем такое соотношение считается одним из критериев, характеризующим «значимость средств федерального бюджета как катализатора привлечения средств из других источников для финансирования федеральных программ».

Для Цитирования:
Швецов Юрий Геннадьевич, Роль лизинга и государственных инвестиций в развитии региональной экономики. Лизинг. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: