По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Роль культуры во внешней политике Итальянской республики

Ю. В. Воробьёва аспирант Дипломатической академии МИД России. E-mail: iuliya.vorobeva@gmail.com.

Статья посвящена подходу Италии к культурной политике, его эволюции от целевого к инструментальному и отражению этого процесса на институциональном уровне в реформе МИД Италии и создании комплексной политики «Система Италия» для формирования благоприятного образа страны за рубежом.

Литература:

1. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Эта грустно-веселая Италия. Путевые заметки // М.: Восток — Запад, 2011. — 304 с.

2. Востряков Л. Е. Культурная политика: основные концепции и модели. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.culture29.ru / upload / medialibrary / 0bf / 0bfb4cb9753cded37c6339eae422bbc7.pdf.

3. Гаврилова С. М., Закаурцева Т. А. Италия: опыт автономий как пример национально-государственного устройства // Вестник Дипломатической академии МИД России. — Россия и мир. — 2017. — № 2 (12). — C. 71–80.

4. Грамши А. Искусство и политика: в 2-х тт. Т. 1. — М.: Искусство, 1991. — 868 с.

5. Держивицкий Е. В. Опыт политико-культурной идентификации Италии: традиции и современность // 14-й выпуск альманаха кафедры культурологии и Центра изучения культуры философского факультета СПбГУ Studia culturae — Terra Italia. — СПб., 2012. — 242 с.

6. Кроче Б. Антология сочинений по философии. — СПб.: Пневма, 1999. — 400 с.

7. Нестерова Т. П. Портолаго: «новый город» как элемент социально-культурной политики Италии на Додеканесских островах / Т. П. Нестерова // Научный диалог. — 2015. — № 12 (48). — С. 250–260.

8. Никандров А. В. Идейные баталии первой половины 50-х гг. ХХ в. в Италии: Норберто Боббио и коммунисты в дискуссии о политике и культуре // Вопросы философии. — 2013. — № 5. — С. 37–47.

9. Никандров А. В. Норберто Боббио о политике и культуре: независимость интеллектуалов и автономия культуры // Политика и общество. — 2012. — № 12. — С. 45–50.

В Итальянской Республике вопрос использования культуры в политике традиционно стоит остро. Не единожды в истории культурно-политического дискурса Италии возникали споры на эту тему. Сегодня отличительной чертой внешней культурной политики итальянского государства является её строгое подчинение достижению экономических целей. Однако этому предшествовали исторические идейные баталии о соотношении культуры и политики. Был учтён и тот негативный опыт использования культуры в достижении политических целей, который Италия получила во времена фашизма и который наложил свой отпечаток на все дальнейшее сосуществование этих двух сфер.

Взаимодействие политики с культурой на протяжении веков носило амбивалентный характер. Особенно ярко это проявляется сегодня: перед политиками стоит нелегкая задача управлять сферами культурного производства и потребления, при этом не переходя той хрупкой грани, за которой их могут обвинить в навязывании большинству населения ценностей элитарного меньшинства и предварительной селекции набора тех культурных и художественных форм, которые получат распространение. Использование национального культурного ресурса в государственных целях было активным в разные исторические периоды. Такой подход к взаимодействию культуры и политики получил название целевого [2]. Главным субъектом культурной политики при этом выступает государство, которое и принимает все решения при ее формировании и реализации. Централизованная культурная политика зачастую использовалась как возможность увеличения инструментов влияния и механизмов воздействия посредством распространения культурных ценностей.

Именно по такому сценарию в 1920-е гг. XX в. режим Муссолини пытался преобразовать на фашистский манер интеллектуальную и культурную жизнь страны. Джованни Джентиле, основоположник философии актуализма, выступал в качестве идейного лидера той части интеллигенции, которая поддерживала фашистский режим. В марте 1925 г. по итогам Конгресса за защиту фашистской культуры Д. Джентиле опубликовал «Манифест фашистских интеллектуалов». В том же году он возглавил Фашистский национальный институт культуры с целью направления энергии интеллектуалов на создание новой вожделенной фашистами Италии. Однако не все представители интеллигенции были с ним согласны.

Для Цитирования:
Ю. В. Воробьёва, Роль культуры во внешней политике Итальянской республики. Дипломатическая служба. 2018;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: