В Итальянской Республике вопрос использования культуры в политике традиционно стоит остро. Не единожды в истории культурно-политического дискурса Италии возникали споры на эту тему. Сегодня отличительной чертой внешней культурной политики итальянского государства является её строгое подчинение достижению экономических целей. Однако этому предшествовали исторические идейные баталии о соотношении культуры и политики. Был учтён и тот негативный опыт использования культуры в достижении политических целей, который Италия получила во времена фашизма и который наложил свой отпечаток на все дальнейшее сосуществование этих двух сфер.
Взаимодействие политики с культурой на протяжении веков носило амбивалентный характер. Особенно ярко это проявляется сегодня: перед политиками стоит нелегкая задача управлять сферами культурного производства и потребления, при этом не переходя той хрупкой грани, за которой их могут обвинить в навязывании большинству населения ценностей элитарного меньшинства и предварительной селекции набора тех культурных и художественных форм, которые получат распространение. Использование национального культурного ресурса в государственных целях было активным в разные исторические периоды. Такой подход к взаимодействию культуры и политики получил название целевого [2]. Главным субъектом культурной политики при этом выступает государство, которое и принимает все решения при ее формировании и реализации. Централизованная культурная политика зачастую использовалась как возможность увеличения инструментов влияния и механизмов воздействия посредством распространения культурных ценностей.
Именно по такому сценарию в 1920-е гг. XX в. режим Муссолини пытался преобразовать на фашистский манер интеллектуальную и культурную жизнь страны. Джованни Джентиле, основоположник философии актуализма, выступал в качестве идейного лидера той части интеллигенции, которая поддерживала фашистский режим. В марте 1925 г. по итогам Конгресса за защиту фашистской культуры Д. Джентиле опубликовал «Манифест фашистских интеллектуалов». В том же году он возглавил Фашистский национальный институт культуры с целью направления энергии интеллектуалов на создание новой вожделенной фашистами Италии. Однако не все представители интеллигенции были с ним согласны.