Статья поступила 23.05.2016 г.
Своим Указом от 24 декабря 2014 г. Президент РФ В. В. Путин утвердил «Основы государственной культурной политики». Этот документ (далее «Основы») концептуально развил и существенно углубил ранее принятое постановление правительства «О федеральной целевой программе «Культура России (2012–2018 годы)». «Принимая настоящие Основы, — сказано в документе, — государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России».
Культурологический анализ документа убеждает, что в этом широком контексте он учитывает не только сферы общих государственных интересов, но также интересы, потребности и ценности как российского общества в целом, так и отдельного гражданина. На наш взгляд, это ключевая гуманистическая идея «Основ». Во все временные периоды жизни Отечества (при царском и советском режимах) интересы государства доминировали над интересами личности, и обычно ее отдавали в жертву государству (Левиафану, по дефиниции Т. Гоббса). Разумеется, интересы общегосударственные и национальные важны и приоритетны. Но комментируемый нами документ в качестве главных целей государственной культурной политики выдвинул «формирование гармонично развитой личности и укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного и гуманитарного развития».
Россия ныне вошла в сложное и кризисное время. И все же кризис — это не катастрофа. В новых социокультурных реалиях необходимо осуществить выбор стратегии дальнейшего исторического развития страны. Следует ли нам ориентироваться на достояния Западной Европы, США или Востока с набравшим силу Китаем? Либо же в фундамент дальнейшего духовного развития страны положить наши вековые традиции и ценности, в том числе нас воссоединяющий русский язык и его высшее порождение — великую русскую культуру? Однозначный ответ, вероятно, дать рано. Но я убежден, что наиболее предпочтителен патриотичный вариант. Отчасти к этому склоняет цикличность культурной динамики, и мы невольно вспоминаем об универсальном, соборном понятии Русская идея, впервые введенном в отечественную философию еще в конце XIX в. Владимиром Соловьёвым. К сожалению, в тезаурус «Основ» это понятие не вошло, но оно довлеет в сознании многих культурологов и, главное, востребовано общественным сознанием. По высказыванию В. В. Путина, в качестве нашей реальной национальной идеи следует принять патриотизм.