Открытие метода суточного мониторирования считается существенным прорывом в области кардиологии. Первые публикации по разработке нового метода относятся к началу 50-х гг. XX в., а официальной датой рождения нового метода является 1961 г., когда в журнале Sience вышла статья Нормана Холтера «Новый метод для исследования сердца. Практическое использование длительной электрокардиографии у пациентов в период активности» [1].
Анализ литературных источников, посвященных оценке холтеровского мониторирования (ХМ) у взрослых спортсменов, показал, что у этой категории атлетов обнаруживаются следующие особенности суточной ЭКГ: синусовая и другие формы брадикардии, появление медленных суправентрикулярных ритмов (что может свидетельствовать о снижении функции синоатриального узла) и экстрасистолии. Это расценивается как факт преобладания парасимпатических влияний на ритм сердца [7, 13]. Одновременно с этим у взрослых спортсменов, профессионально занимающихся спортом, по данным суточной ЭКГ в ряде случаев диагностируются более серьезные нарушения ритма и проводимости. Это касается, прежде всего, выявления желудочковых экстрасистол высоких градаций и ускоренных желудочковых ритмов, т. е. жизнеугрожаемых дизритмий. По мнению других ученых, роль ХМ существенно возрастает при сочетании данных нарушений ритма с определенными клиническими проявлениями (наличие сердцебиений, кардиалгии, синкопальных состояний), а также имеющимися дизритмиями на стандартной ЭКГ [14].
Результаты проспективного 5-летнего наблюдения за спортсменамифутболистами (возраст 24 года) и тренерами по футболу (возраст 38 лет), закончившими карьеру футболистов, но продолживших интенсивные тренировки продемонстрировали, что паузы синусового узла больше 1750 мс наблюдались у 43,7% футболистов (с максимумом 3740 мс) и у 46,1% тренеров (с максимумом 2280 мс), атриовентрикулярная блокада 2-й ст. – у 16,7% футболистов (с максимумом в 5400 мс) и у 2,6% тренеров (с максимумом в 2400 мс), суправентрикулярные эктопические сокращения – у 27% футболистов и у 82% тренеров, желудочковые экстрасистолы – у 54,1% футболистов и у 61,5% тренеров. Следовательно, при длительном спортивном стаже возросло число суправентрикулярных и желудочковых эктопий [6].