В условиях распространения новой коронавирусной инфекции наблюдается временное ухудшение показателей состояния здоровья населения, в том числе детей и подростков, ввиду введения ограничений на проведение профилактических мероприятий и плановой помощи, и возникновения проблем со средним и врачебным медицинским персоналом [1–3]. Таким образом, возникли угрозы ухудшения кадрового потенциала здравоохранения в условиях перепрофилирования медицинских организаций.
Пристального внимания заслуживают вопросы нарушения гендерного подхода в демографических показателях, при этом основным специалистом по охране репродуктивного здоровья при оказании ПМСП мальчикам является врач-детский уролог-андролог, который проводит профилактические медицинские осмотры в периоды от 9–10 лет и до 22–21 года. Очевидно, что в период полового созревания необходимо учитывать не только изменения растущего организма в половой системе ребенка, но и культурные, социальные и творческие потребности [3; 4].
Цель исследования — проанализировать основные проблемы кадрового обеспечения в условиях охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения в Российской Федерации.
Основной аналитической базой исследования послужили статистические данные и материалы отечественных и зарубежных литературных источников, периодические издания, в том числе различные электронные ресурсы. Методы исследования включали в себя: статистический, изучения и обобщения опыта, контент-анализ.
В ходе исследования были проанализированы вопросы кадровой обеспеченности специалистами в условиях охраны репродуктивного здоровья подрастающего поколения (на основе данных, представленных в официальной статистике ЦНИИОИЗ) в Российской Федерации с учетом сопоставимых показателей в общей структуре персонала различных специальностей. Исходя из имеющейся информации, можно сделать вывод, что в динамике в структуре врачебного персонала в рамках охраны репродуктивного здоровья подростков в медицинских организациях в России большую долю занимают врачи — педиатры и (8,65 %) и акушеры-гинекологи (6,14 %) (рис. 1, 2). Тем не менее в 2000–2019 гг. значительно сократилась доля педиатров (18,4 %), врачей санитарно-противоэпидемической группы и общей гигиены — более чем в два раза.