По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.8:625.7/.8 DOI:10.33920/VNE-3-2501-01

Роль искусственного интеллекта в оптимизации процессов дорожного строительства

Лян Тао Университет ИТМО, студент, 1‑й курс, Санкт-Петербург, ORCID: https://orcid.org/0009‑0009‑4332‑819X, email: blueberryjam0819@gmail.com.
Научный руководитель: Добренко Наталья Викторовна к.т. н., выпускник ITMO.FAMILY; делегат НЦКР; доцент (квалификационная категория «ординарный доцент») ФИКТ; документовед РИО; младший научный сотрудник НЦКР, ИТМО, email: dobrenkonv@itmo.ru

Искусственный интеллект (ИИ) преобразует транспортную инженерию, повышая эффективность, безопасность и устойчивость. Он может снизить заторы, оптимизировать транспортные потоки, предотвратить аварии, тем самым повышая общую эффективность. Системы мониторинга трафика в реальном времени и прогнозного анализа способствуют эффективному управлению транспортом. Интеллектуальные транспортные системы (ИТС) с адаптивным управлением сигналами и коммуникацией между транспортными средствами могут повысить безопасность на дорогах. Автономные транспортные средства и продвинутые системы помощи водителю (ADAS) помогают предотвращать аварии. Однако остаются вызовы, связанные с конфиденциальностью данных, безопасностью и совместимостью инфраструктуры, которые требуют особого внимания и решения.

Литература:

1. Акимов А. Е. Большие данные, искусственный интеллект и облачные технологии: цифровизация железных дорог // Инновации и инвестиции. — 2023. — № 3. — С. 150–153.

2. Купцов А.И., Романов С. Г. Интеллектуальные технологии управления транспортными системами // Известия высших учебных заведений. Транспорт. — 2020. — Т. 4 (50). — С. 11–18.

3. Иванов А.Д. Эффективность интеллектуальных систем в логистике и управлении // Логистика и управление цепями поставок. — 2023. — Т. 6 (2). — С. 34–42.

4. Беспилотный автомобиль Яндекс [Электронный ресурс]. URL: https://bespilot.com/ news/366-yandex-bespilot (дата обращения: 22.07.2024).

5. Добровольский Е.А., Добровольская А.А. Принципиальные подходы к реализации подсистемы восприятия беспилотного автомобиля // Системный анализ и логистика. –2023. — № 2 (36). — С. 98–104.

6. Дороги и транспорт в цифровую эпоху [Электронный ресурс]. URL: https://glavportal. com/materials/dorogi-i-transport-v-cifrovuyu-epohu/ (дата обращения: 22.07.2024).

7. Росинформстат [Электронный ресурс]. URL: https://rosinfostat.ru/dtp (дата обращения: 17.07.2024).

8. Национальная архитектура интеллектуальных транспортных систем [Электронный ресурс]. URL: https://local.iteris.com/arc-it/ (дата обращения: 23.07.2024).

9. Технический комитет по стандартизации «Интеллектуальные транспортные системы» ТК 57 [Электронный ресурс]. URL: http://www.tk57.ru/ (дата обращения: 22.07.2024).

1. Akimov A. E. Bolshie dannye, iskusstvennyi intellekt i oblachnye tekhnologii: tsifrovizatsiia zheleznykh dorog [Big data, artificial intelligence and cloud technologies: digitalization of railways] // Innovatsii i investitsii [Innovations and Investments]. — 2023. — No. 3. — P. 150–153. (In Russ.)

2. Kuptsov A. I., Romanov S.G. Intellektualnye tekhnologii upravleniia transportnymi sistemami [Intelligent technologies for managing transport systems] // Izvestiia vysshikh uchebnykh zavedenii. Transport [News of Higher Educational Institutions. Transport]. — 2020. — Vol. 4 (50). — P. 11–18. (In Russ.)

3. Ivanov A.D. Effektivnost intellektualnykh sistem v logistike i upravlenii [Efficiency of intelligent systems in logistics and management] // Logistika i upravlenie tsepiami postavok [Logistics and Supply Chain Management]. — 2023. — Vol. 6 (2). — P. 34–42. (In Russ.)

4. Yandex unmanned vehicle [Electronic resource]. Available at: https:// bespilot.com/news/366-yandex-bespilot (accessed: 07/22/2024). (In Russ.)

5. Dobrovolskii E.A., Dobrovolskaia A.A. Printsipialnye podkhody k realizatsii podsistemy vospriiatiia bespilotnogo avtomobilia [Fundamental approaches to the implementation of the perception subsystem of an unmanned vehicle] // Sistemnyi analiz i logistika [System Analysis and Logistics]. — 2023. — No. 2 (36). — P. 98–104. (In Russ.)

6. Dorogi i transport v tsifrovuiu epokhu [Roads and transport in the digital era] [Electronic resource]. Available at: https://glavportal.com/materials/dorogi-i-transport-v-cifrovuyuepohu/ (accessed: 07/22/2024). (In Russ.)

7. Rosinformstat [Electronic resource]. Available at: https://rosinfostat.ru/dtp (accessed: 07/17/2024). (In Russ.)

8. Natsionalnaia arkhitektura intellektualnykh transportnykh sistem [National architecture of intelligent transport systems] [Electronic resource]. Available at: https://local.iteris.com/arcit/ (accessed: 07/23/2024). (In Russ.)

9. Technical Committee for Standardization «Intelligent Transport Systems» TK 57 [Electronic resource]. Available at: http://www.tk57.ru/ (accessed: 07/22/2024). (In Russ.)

С развитием современных информационно-электронных технологий искусственный интеллект (ИИ) постепенно внедряется во все сферы жизни. Современные городские дороги характеризуются увеличением транспортной нагрузки, усложнением дорожной ситуации и взаимодействием различных видов транспорта. ИИ стал изменяющим правила игры в области транспортной инженерии, его преимущества включают повышение эффективности, безопасности и устойчивости. Он открывает новую эпоху в транспорте, поэтому необходимо уделить особое внимание применению ИИ в транспортной инженерии.

1.1. Повышение эффективности транспорта

(1) Снижение заторов и времени в пути. Заторы на дорогах — это давняя проблема во многих городах, приводящая к потере времени, увеличению расхода топлива и раздражению пассажиров. Искусственный интеллект (ИИ) играет ключевую роль в сокращении заторов и улучшении времени поездок через различные механизмы. Системы управления транспортом, основанные на ИИ, могут анализировать данные о дорожной ситуации в реальном времени из множества источников, включая датчики, камеры и GPS-устройства. Обрабатывая эти данные, алгоритмы ИИ могут выявлять узкие места и предсказывать проблемные участки на дорогах. Эта информация позволяет контролерам транспорта применять динамические стратегии управления, такие как корректировка времени светофоров в реальном времени или перепланировка маршрутов для автомобилей, что помогает уменьшить заторы и оптимизировать время в пути пассажиров [1]. Кроме того, навигационные приложения и платформы, управляемые ИИ, предоставляют водителям актуальные данные о дорожной ситуации и альтернативные маршруты, помогая им избегать заторов. Такие системы используют исторические данные о трафике, информацию о дорожном движении в реальном времени и алгоритмы машинного обучения для точного прогнозирования самого быстрого маршрута, что способствует сокращению времени в пути и расхода топлива.

(2) Улучшение управления транспортными потоками. Искусственный интеллект также способствует улучшению управления транспортными потоками, оптимизируя координацию светофоров, управление распределением полос движения и регулирование потоков на перекрестках. Традиционные системы светофорного регулирования обычно фиксированы и не могут адаптироваться к постоянно меняющимся транспортным моделям. Системы адаптивного управления светофорами на основе ИИ постоянно анализируют данные о дорожном движении и соответственно корректируют время светофорных фаз. Эти системы могут отдавать приоритет определенным маршрутам или направлениям в зависимости от потребностей движения, что уменьшает время ожидания и улучшает общий поток транспорта. Оптимизация светофорного регулирования в режиме реального времени также помогает свести к минимуму количество остановок и запусков, делая движение более плавным и снижая расход топлива [2]. Кроме того, системы управления на основе ИИ могут прогнозировать транспортные инциденты, такие как аварии или закрытие дорог, и перенаправлять потоки транспорта, чтобы минимизировать последствия. Такой проактивный подход к управлению движением позволяет минимизировать влияние непредвиденных событий на общий транспортный поток.

Для Цитирования:
Лян Тао, Научный руководитель: Добренко Наталья Викторовна, Роль искусственного интеллекта в оптимизации процессов дорожного строительства. Лизинг. 2025;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: