В практической маркетинговой деятельности серьезное внимание уделяется вопросам необходимости формирования, совершенствования и управления каналами распределения потребительской или промышленной продукции. Изучение источников показывает, что ими признается совокупность фирм или отдельных лиц, которые оказывают помощь производителю в продаже товаров, в их доведении до конечных потребителей, принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю2 (ГОСТ, 2013). При организации распределения потребительских товаров велико значение прямого канала, позволяющего товаропроизводителю одновременно заниматься и розничной торговлей (рис. 1).
Эффективность прямого канала распределения демонстрируется, если:
• количество продаваемого товара достаточно велико и расходы на прямой сбыт экономически обоснованы;
• количество потребителей достаточно и они сконцентрированы на небольшой территории;
• имеется сеть собственных складов на тех приоритетных рынках, где организация планирует или осуществляет реализацию товара;
• отмечаются значительные колебания цен [3; 7; 21].
Особое место в прямом канале распределения товаров принадлежит торговым автоматам. Их развитие является инновационным направлением в сфере розничной торговли, важнейшим элементом отраслевого малого предпринимательства, самой распространенной «площадкой» для начинающих предпринимателей, возможным условием обеспечения самозанятости населения, фактором дальнейшего повышения производительности труда и культуры торговли [5; 8; 21; 9; 11; 13; 20].
Изучение аспектов нормативно-правового регулирования вендингового бизнеса показывает, что в российском законодательстве «торговый автомат (вендинговый автомат) — нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца» (ГОСТ, 2013). Аналогичное определение содержится и в других источниках [19; 14; 21]. Реализация товаров с использованием торговых автоматов в России регламентируется ст. 498 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем «в законах, регулирующих розничную торговлю, слабо отражено место в ней торговых автоматов, а также права и обязанности вендинговых операторов» [22].