По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338 DOI:10.33920/nik-02-2212-04

Роль и значение торговых автоматов в системе маркетинговых каналов распределения продукции*

Омарова Балнур Алтынсаровна профессор Академии «Болашак», д-р экон. наук, г. Караганда, Казахстан 100012, Республика Казахстан, г. Караганда, ул. Ерубаева, 16, Эл. адрес: mir210mir@yandex.ru
Макаров Андрей Анатольевич доцент кафедры статистики, маркетинга и бухучета Московского гуманитарного университета, канд. экон. наук, доцент 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, д. 5, Эл. адрес: mir210mir@yandex.ru

В публикации охарактеризована роль и значение торговых автоматов в маркетинговых каналах распределения потребительской продукции, рассмотрены вопросы целесообразности их активного использования национальными товаропроизводителями.

Литература:

1. Бекмурзаев И.Д., Хажмурадова С.Д. Вендинг как современный механизм организации торговли // Социально-экономические и финансовые аспекты развития Российской Федерации и ее регионов в современных условиях: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, 23 апреля 2020 года. — Грозный: Чеченский государственный университет, 2020. — С. 19–23.

2. Бобков Д.И. Основы классификации вендинговых автоматов в сфере торговли // Современная торговля: теория, практика, инновации: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 20-летию работы учебного заведения по программам высшего профессионального образования (Пермь, 10–18 ноября 2015 г.). — Т. 1 / Пермский институт (филиал) Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — Пермь: МиГ, 2015. — 299 с. — С. 9–14.

3. Войткевич Н.И. Роль каналов распределения в создании ценности для потребителей // Вестник Самарского муниципального института управления. — 2009. — № 10. — С. 53–59.

4. Гришина В.Т., Калугина С.А., Лебедева Т.П. Методические аспекты управления торговым ассортиментом // Бизнес. Образование. Право. — 2019. — № 1(46). — С. 149–154.

5. Депутатова Е.Ю., Перельман М.А. Особенности продвижения товаров и услуг в розничной торговле в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2021. — № 1–1 (71).

6. Жукова Е.С., Журилкина И.В. Перспективы развития рынка вендинговой торговли в современных рыночных условиях // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. — 2012. — № 3.

7. Зинцова М.В. Организация розничной продажи товаров: маркетинговый подход: Учебное пособие. — М.: Дашков и К, 2011. — 89 с.

8. Императивы бизнеса [Текст] / под ред. Ю.Н. Клещевского, И.А. Кудряшовой; Кемеровский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова. — Кемерово: КИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2017. — 280 с.

9. Калугина С.А., Макаров А.А., Депутатова Е.Ю. К вопросу о качестве и культуре торгового обслуживания населения // Социосфера. — 2016. — № 2. — С. 19–23.

10. Качан Н.А., Шумская Л.И. Розничная торговля товарами через вендинг-автоматы: организация и особенности учета // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. — 2015. — № 3 (55). — С. 210–214.

11. Красюк И.Н., Феоктистова Е.М. Инновации в розничной торговле // Научный альманах. — 2015. — № 4 (6). — С. 39–51.

12. Майорова А.Н., Майорова Е.А. Роль товарных категорий в управлении автоматизированной торговлей / А.Н. Майорова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Экономика. — 2018. — № 1 (15). — С. 92–97.

13. Макаров А.А. Торговые автоматы: роль и значение в системе маркетинговых каналов распределения [Электронный ресурс] // Теория и практика современной науки. — 2021. — № 12 (77).

14. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: Учебник для бакалавров / А.Л. Абаев, В.А. Алексунин, М.Т. Гуриева [и др.]. — 3-е издание, переработанное. — М.: Дашков и Ко, 2021. — 433 с.

15. Мирошниченко В.В. Сущность вендинга и прогнозы его дальнейшего использования // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. — 2013. — № 1.

16. Николаева М.А., Калугина С.А., Карташова Л.В. Анализ российского рынка органических продуктов питания // Сибирский торгово-экономический журнал. — 2016. — № 1 (22). — С. 226–230.

17. Омарова Б.А., Макаров А.А., Чикалова Л.С. Торговые автоматы по реализации пищевой и сельскохозяйственной продукции: целесообразность и значимость активного применения // Национальная безопасность в эпоху Индустрии 4.0: Материалы Всероссийской научно-методической конференции с международным участием, Пенза, 13 декабря 2019 г. — Пенза: Пензенский государственный университет, 2019. — С. 93–98.

18. Порубченко В.В. Особенности формирования каналов распределения промышленной продукции // Научно-образовательный потенциал молодежи в решении актуальных проблем ХХI века. — 2017. — № 7.

19. Российский торгово-экономический словарь / Г.В. Агентова, В.В. Азарова, О.Э. Башина [и др.]. — М.: Экономист, 2005.

20. Симакина М.А. Современные маркетинговые технологии в розничной торговле // Бюллетень науки и практики. — Т. 5. — 2019. — № 3. — С. 299–304.

21. Торговое дело: коммерция, маркетинг, менеджмент. Теория и практика: / под науч. ред. д-ра экон. наук, проф. Д.И. Валигурского. — М.: Дашков и Ко, 2017.

22. Третьяков М.М., Рудецкая А.В. Управление услугами вендинга. — Хабаровск: ТОГУ, 2014. — 150 с.

23. Уськова Н.В., Никонов О.И., Белина Н.Н. Формирование основных требований к устройствам реализации товаров массового спроса // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития: Материалы III Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 8 октября 2017 г. — Чебоксары: Интерактив плюс, 2017. — С. 153–155.

24. Шальнова О.А. Розничный рынок России и положение на нем специализированных магазинов // Маркетинг розничной торговли. — 2014. — № 2. — С. 86–94.

1. Bekmurzayev I.D., Khazhmuradova S.D. Vending kak sovremennyy mekhanizm organizatsii torgovli // Sotsial'no-ekonomicheskiye i finansovyye aspekty razvitiya Rossiyskoy Federatsii i yeye regionov v sovremennykh usloviyakh: Materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, 23 aprelya 2020 goda. — Groznyy: Chechenskiy gosudarstvennyy universitet, 2020. — S. 19–23.

2. Bobkov D.I. Osnovy klassifikatsii vendingovykh avtomatov v sfere torgovli // Sovremennaya torgovlya: teoriya, praktika, innovatsii: Materialy VI Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, posvyashchennoy 20-letiyu raboty uchebnogo zavedeniya po programmam vysshego professional'nogo obrazovaniya (Perm', 10–18 noyabrya 2015 g.). — T. 1 / Permskiy institut (filial) Rossiyskogo ekonomicheskogo universiteta im. G.V. Plekhanova. — Perm': MiG, 2015. — 299 s. — S. 9–14.

3. Voytkevich N.I. Rol' kanalov raspredeleniya v sozdanii tsennosti dlya potrebiteley // Vestnik Samarskogo munitsipal'nogo instituta upravleniya. — 2009. — № 10. — S. 53–59.

4. Grishina V.T., Kalugina S.A., Lebedeva T.P. Metodicheskiye aspekty upravleniya torgovym assortimentom // Biznes. Obrazovaniye. Pravo. — 2019. — № 1(46). — S. 149–154.

5. Deputatova Ye.YU., Perel'man M.A. Osobennosti prodvizheniya tovarov i uslug v roznichnoy torgovle v sovremennykh usloviyakh // Ekonomika i biznes: teoriya i praktika. — 2021. — № 1–1 (71).

6. Zhukova Ye.S., Zhurilkina I.V. Perspektivy razvitiya rynka vendingovoy torgovli v sovremennykh rynochnykh usloviyakh // Ekonomika i upravleniye: novyye vyzovy i perspektivy. — 2012. — № 3.

7. Zintsova M.V. Organizatsiya roznichnoy prodazhi tovarov: marketingovyy podkhod: Uchebnoye posobiye. — M.: Dashkov i K, 2011. — 89 s.

8. Imperativy biznesa [Tekst] / pod red. YU.N. Kleshchevskogo, I.A. Kudryashovoy; Kemerovskiy institut (filial) REU im. G.V. Plekhanova. — Kemerovo: KI (filial) REU im. G.V. Plekhanova, 2017. — 280 s.

9. Kalugina S.A., Makarov A.A., Deputatova Ye.YU. K voprosu o kachestve i kul'ture torgovogo obsluzhivaniya naseleniya // Sotsiosfera. — 2016. — № 2. — S. 19–23.

10. Kachan N.A., Shumskaya L.I. Roznichnaya torgovlya tovarami cherez vendingavtomaty: organizatsiya i osobennosti ucheta // Vestnik Belgorodskogo universiteta kooperatsii, ekonomiki i prava. — 2015. — № 3 (55). — S. 210–214.

11. Krasyuk I.N., Feoktistova Ye.M. Innovatsii v roznichnoy torgovle // Nauchnyy al'manakh. — 2015. — № 4 (6). — S. 39–51.

12. Mayorova A.N., Mayorova Ye.A. Rol' tovarnykh kategoriy v upravlenii avtomatizirovannoy torgovley / A.N. Mayorova // Vestnik Moskovskogo gorodskogo pedagogicheskogo universiteta. Seriya: Ekonomika. — 2018. — № 1 (15). — S. 92–97.

13. Makarov A.A. Torgovyye avtomaty: rol' i znacheniye v sisteme marketingovykh kanalov raspredeleniya [Elektronnyy resurs] // Teoriya i praktika sovremennoy nauki. — 2021. — № 12 (77).

14. Marketing v otraslyakh i sferakh deyatel'nosti: Uchebnik dlya bakalavrov / A.L. Abayev, V.A. Aleksunin, M.T. Guriyeva [i dr.]. — 3-ye izdaniye, pererabotannoye. — M.: Dashkov i Ko, 2021. — 433 s.

15. Miroshnichenko V.V. Sushchnost' vendinga i prognozy yego dal'neyshego ispol'zovaniya // Fundamental'nyye i prikladnyye issledovaniya kooperativnogo sektora ekonomiki. — 2013. — № 1.

16. Nikolayeva M.A., Kalugina S.A., Kartashova L.V. Analiz rossiyskogo rynka organicheskikh produktov pitaniya // Sibirskiy torgovo-ekonomicheskiy zhurnal. — 2016. — № 1 (22). — S. 226–230.

17. Omarova B.A., Makarov A.A., Chikalova L.S. Torgovyye avtomaty po realizatsii pishchevoy i sel'skokhozyaystvennoy produktsii: tselesoobraznost' i znachimost' aktivnogo primeneniya // Natsional'naya bezopasnost' v epokhu Industrii 4.0: Materialy Vserossiyskoy nauchno-metodicheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiyem, Penza, 13 dekabrya 2019 g. — Penza: Penzenskiy gosudarstvennyy universitet, 2019. — S. 93–98.

18. Porubchenko V.V. Osobennosti formirovaniya kanalov raspredeleniya promyshlennoy produktsii // Nauchno-obrazovatel'nyy potentsial molodezhi v reshenii aktual'nykh problem KHKHI veka. — 2017. — № 7.

19. Rossiyskiy torgovo-ekonomicheskiy slovar' / G.V. Agentova, V.V. Azarova, O.E. Bashina [i dr.]. — M.: Ekonomist, 2005.

20. Simakina M.A. Sovremennyye marketingovyye tekhnologii v roznichnoy torgovle // Byulleten' nauki i praktiki. — T. 5. — 2019. — № 3. — S. 299–304.

21. Torgovoye delo: kommertsiya, marketing, menedzhment. Teoriya i praktika: / pod nauch. red. d-ra ekon. nauk, prof. D.I. Valigurskogo. — M.: Dashkov i Ko, 2017.

22. Tret'yakov M.M., Rudetskaya A.V. Upravleniye uslugami vendinga. — Khabarovsk: TOGU, 2014. — 150 s.

23. Us'kova N.V., Nikonov O.I., Belina N.N. Formirovaniye osnovnykh trebovaniy k ustroystvam realizatsii tovarov massovogo sprosa // Aktual'nyye napravleniya nauchnykh issledovaniy: perspektivy razvitiya: Materialy III Mezhdunarodnoy nauchnoprakticheskoy konferentsii, Cheboksary, 8 oktyabrya 2017 g. — Cheboksary: Interaktiv plyus, 2017. — S. 153–155.

24. Shal'nova O.A. Roznichnyy rynok Rossii i polozheniye na nem spetsializirovannykh magazinov // Marketing roznichnoy torgovli. — 2014. — № 2. — S. 86–94.

В практической маркетинговой деятельности серьезное внимание уделяется вопросам необходимости формирования, совершенствования и управления каналами распределения потребительской или промышленной продукции. Изучение источников показывает, что ими признается совокупность фирм или отдельных лиц, которые оказывают помощь производителю в продаже товаров, в их доведении до конечных потребителей, принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю2 (ГОСТ, 2013). При организации распределения потребительских товаров велико значение прямого канала, позволяющего товаропроизводителю одновременно заниматься и розничной торговлей (рис. 1).

Эффективность прямого канала распределения демонстрируется, если:

• количество продаваемого товара достаточно велико и расходы на прямой сбыт экономически обоснованы;

• количество потребителей достаточно и они сконцентрированы на небольшой территории;

• имеется сеть собственных складов на тех приоритетных рынках, где организация планирует или осуществляет реализацию товара;

• отмечаются значительные колебания цен [3; 7; 21].

Особое место в прямом канале распределения товаров принадлежит торговым автоматам. Их развитие является инновационным направлением в сфере розничной торговли, важнейшим элементом отраслевого малого предпринимательства, самой распространенной «площадкой» для начинающих предпринимателей, возможным условием обеспечения самозанятости населения, фактором дальнейшего повышения производительности труда и культуры торговли [5; 8; 21; 9; 11; 13; 20].

Изучение аспектов нормативно-правового регулирования вендингового бизнеса показывает, что в российском законодательстве «торговый автомат (вендинговый автомат) — нестационарный торговый объект, представляющий собой техническое устройство, предназначенное для автоматизации процессов продажи, оплаты и выдачи штучных товаров в потребительской упаковке в месте нахождения устройства без участия продавца» (ГОСТ, 2013). Аналогичное определение содержится и в других источниках [19; 14; 21]. Реализация товаров с использованием торговых автоматов в России регламентируется ст. 498 Гражданского кодекса РФ. Вместе с тем «в законах, регулирующих розничную торговлю, слабо отражено место в ней торговых автоматов, а также права и обязанности вендинговых операторов» [22].

Для Цитирования:
Омарова Балнур Алтынсаровна, Макаров Андрей Анатольевич, Роль и значение торговых автоматов в системе маркетинговых каналов распределения продукции*. Ученый совет. 2022;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: