В условиях Калининградской области озимая форма рапса периодически страдает от неблагоприятной перезимовки, а вегетация растений ярового рапса существенно сокращается за счет негативного влияния болезней и ускоренного развития растений в условиях длинного светового дня. Создание благоприятных условий для растений путем введения в технологические схемы возделывания современных приемов, оптимизирующих негативные процессы, является одной из самых актуальных проблем в повышении продуктивности агроценозов рапса в условиях региона. Среди таких приемов – применение фунгицида Карамба, который, кроме подавляющего действия на развитие болезней, регулирует рост и развитие растений.
Цель наших исследований – изучение влияния фунгицида Карамба (действующее вещество метконазол, производитель – фирма «БАСФ», Германия) на рост и развитие растений рапса в агроэкологических условиях Калининградской области [1].
Серия полевых испытаний проведена в ряде хозяйств в агроценозах ярового рапса, где подобраны участки с идентичными характеристиками: тип почвы – дерново-слабоподзолистая глееватая, по гранулометрическому составу – средний суглинок; окультуренность – средняя; рНсол. 4,8–6,5; содержание гумуса 1,9–3,72%; доступных форм фосфора – 7,6–25 мг/100 г; обменного калия – 12–21,8 мг/100 г; серы – 6–8 мг/кг. Посев семян проводился в третьей декаде апреля с нормой высева 3,2–3,5 кг/га. Величину и качество урожая семян, биометрические показатели растений определяли стандартными методами [2].
Карамба – системный фунгицид, предназначен для контроля альтернариоза (Alternaria brassicola Sacc.) и фомоза (Phoma lingam Desm.), а также повышения устойчивости к полеганию. Рекомендован для опрыскивания растений ярового рапса в фазе начала вытягивания стеблей – начала образования стручков в нижнем ярусе с нормой расхода 0,75–1 л/га [3].
Результаты исследований свидетельствуют, что применение регуляторов роста из группы азолов, к которым относится Карамба, позволяет направленно регулировать отдельные этапы роста и развития растений, это мобилизует потенциальные возможности, заложенные в генотипе растения. При этом в растениях повышается содержание цитокининов, которые подавляют действие фитогормонов (гиббереллинов и ауксинов), стимулирующих рост клеток [4].