Исследования среди финансового сообщества показывают, что корпоративная роль финансового директора крупного предприятия растет [1]. Компании расширяют обязанности финансового директора, а не уменьшают их фокус и не ограничивают сферу компетенций. Позиция финансового директора делается более сложной, к ней предъявляются все более жесткие требования, она становится разнообразнее по своей ответственности и влиянию, что влечет за собой повышение уровня корпоративного статуса и степени риска.
Одна из особенностей современных реалий заключается в том, что они требуют более «коммерческого» подхода к роли финансового директора: всё более сложные технические возможности должны дополняться высокой степенью коммерческого понимания, которое делает финансового директора партнером руководителя предприятия по выработке стратегических направлений развития компании.
На рис. 1 показана эволюция корпоративной роли финансового директора: традиционные знания в области финансов теперь становятся частью более широкого спектра компетенций. Расширенные компетенции включают в себя «коммерческие» навыки (потребительское поведение, демографические данные и потребительские тенденции), навыки коммуникации, понимание отрасли и инструменты повышения ценности бизнеса. Потребность в объединении технических и коммерческих навыков меняет роль финдиректора в дирекции (правлении) компании. В настоящее время можно говорить о тенденции трансформации корпоративной роли финдиректора — он становится соруководителем бизнеса. Новые требования к финансовому директору меняют финансовую функцию компании в целом, поскольку появляются специализированные подразделения, которые занимаются техническими вопросами, в то время как финансовый директор концентрируется на повышении стратегической ценности бизнеса.
В соответствии с нарастающей тенденцией, финансовый директор передает бóльшую ответственность за отчетность и повседневное выполнение финансовых функций функциональной команде, чтобы сосредоточиться на трансформации бизнеса, возможностях его роста и привлечении новых инвесторов. По сути, это переход от технического специалиста к коммерческому лидеру, чтобы стать партнером генерального директора по разработке бизнес-стратегий.