По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332.87

Роль договорного регулирования доверительного управления многоквартирными домами в укреплении экономической безопасности страны

Е.Н. Панина кандидат экономических наук, ЧОУ ДПО «Институт прикладной автоматизации и программирования», Санкт-Петербург
А.А. Гавриченко бухгалтер АО «ЭР-Телеком Холдинг», Липецк
С.А. Гавриченко старший юрист направления по правовому сопровождению МРФ Северо-Запад, ЖСК № 681, Санкт-Петербург
Я.И. Соломина главный государственный таможенный инспектор (Центр электронного декларирования), Северо-западная электронная таможня, Санкт-Петербург

В статье рассматриваются роль договорного регулирования доверительного управления недвижимым имуществом в виде многоквартирных домов (далее — управление МКД) в качестве основного способа обеспечения экономической безопасности страны и формирование финансовой архитектуры в секторе экономики управления недвижимым имуществом. Ввиду дискуссионности рассматриваемой проблемы обосновывается авторская трактовка «договорное регулирование управления многоквартирными домами», «собственник многоквартирного дома», «капитализация комплекса недвижимого имущества в виде многоквартирного дома», «финансовая архитектура управления многоквартирными домами». Статья будет интересна собственникам помещений многоквартирных домов, организациям, управляющим многоквартирными домами, товариществам собственников жилья и жилищно-строительным кооперативам, органам судебной власти, а также органам законодательной и исполнительной власти, студентам экономических специальностей профильных вузов.

Литература:

1. Резвов Г.А., Сироткин В.А., Синцова С.Г. Реальность и перспективы организации управления многоквартирным домом // Жилищные стратегии. — 2018. — № 1.

2. Григорьев П.В. Земельный участок под многоквартирным домом в частной собственности: анализ ситуации // Жилищные стратегии. — 2017. — № 1.

3. Прокофьев К.Ю., Моисеев В.А., Егорова Ю.А. Отечественный и зарубежный опыт управления многоквартирными домами // Жилищные стратегии. — 2015. — № 4.

4. Казанцев М.Ф. Гражданско-правовое договорное регулирование: Исходные положения концепции // Известия высших учебных заведений. Правоведение. — 2003. — № 2(247).

5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации», «Собрание законодательства РФ». — 05.07.2021. — № 27 (часть II). — ст. 5351.

6. Федеральный закон от 13.07.2015 № 218ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», «Собрание законодательства РФ». — 20.07.2015. — № 29 (часть I). — ст. 4344.

7. Васьковский Е.В. Учебник гражданского права. — М.: Статут,, 2003.

8. Бауэр В.П., Авдийский В.И. Экономическая безопасность в системе трансформации мировой финансовой архитектуры // Стратегические решения и риск-менеджмент. — 2010. — № 1.

9. Жилищное хозяйство в России. 2019. / Статистический сборник. — М.: Росстат, 2019.

10. Свод законов Российской империи. «О найме и отдаче в содержание частного имущества. Т. X. Ч. 1. Ст. 1691. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http:// civil.consultant.ru/reprint/books/211/141. html#img142.

11. Рашин А.Г. «Население России за 100 лет (1813–1913) государственное статистическое издательство, Москва, 1956. А.Г. Рашин Население России за 100 лет Статистические очерки Под редакцией академика С.Г. Струмилина. Istmat.info. [Электронный ресурс]. URL: http://istmat.info/node/30.

12. Шешкевич Г.Ф. Учебник русского гражданского права. — М.: Спарк, 1995.

13. Правовые основы российских революционных преобразований 1917 года. / монография / колл. авт.: Д.А. Пашенцев, С.А. Боголюбов, Л.Л. Алексеева, А.А. Головина, А.В. Звонарев, Г.В. Пахарева, А.С. Соколов, А.Г. Чернявский, И.И. Широкорад; под ред. Проф. Д.А. Пашенцева и проф. С.А. Боголюбова. — М. : Инфра-М, 2019.

14. Декрет СНК от 14 декабря 1917 г. «О запрещении сделок с недвижимостью». Газета Временного Рабочего и Крестьянского Правительства». — № 36. — 19.12.1917.

15. Декрет ВЦИК об отмене частной собственности на недвижимость в городах от 20 августа 1918 г. СУ РСФСР. — 1918. — № 25. — Ст. 346.

16. Баратов М.А. Становление жилищного права в России // Право. Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — № 4.

17. Декрет СНК от 8 апреля 1920 г. «О коммунальных отделах исполнительных комитетов» // Собрание узаконений и распоряжений рабочего и крестьянского правительства. 1920. № 26. Ст. 131.

18. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 октября 1937 г. «О сохранении жилищного фонда и улучшении жилищного хозяйства в городах». «СССР». — 1937. — № 69. — ст. 314

19. Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года № 1541–1. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_100.

20. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 № 14-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс].

21. Россия в цифрах. 2020:. / Краткий статистический сборник. — М.: Росстат, 2020.

22. О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации: указ Президента Рос. Федерации от 18 июля 2008 г. № 1108. «Российская газета». — № 155. — 23.07.2008

23. Бублик В.А., Семякин М.Н. Основные тенденции современного реформирования гражданского законодательства РФ: общая характеристика, онтологические и гносеологические основания, отдельные виды // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2020. — № 50.

24. Щекин Г.В. Теория социального управления. / Монография. — К.: МАУП, 1996.

25. «Современное состояние ЖКХ-трагедия российских собственников». Gkx.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://gkx.ru/news/ sovremennoe-sostoyanie-zhkxtragediya-rossijskix-sobstvennikov.

26. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ. Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_51057.

27. Жилищный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 24 июня 1983 года) «Свод законов РСФСР». — т. 3.

28. Постановление Правительства РФ от 20.06.1993 № 595 «О Государственной целевой программе «Жилище». Консультант Плюс. [Электронный ресурс].

29. Закон РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах Федеральной жилищной политики» «Ведомости СНД и ВС РФ». — 21.01.1993. — № 3. — ст. 90

30. Из послания Президента РФ Федеральному Собранию (2002 год) Президент России. Kremlin.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru.

31. Приказ от 11 декабря 1997 г. № 17-132 «Об утверждении нормативно-методических материалов по реализации концепции реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ», «Журнал руководителя и главного бухгалтера ЖКХ». — май. — 1998 (Приказ, прил. 1 до п. 7)

32. Указ Президента РФ от 28 апреля 1997 г. № 425 6 раздел Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства в РФ, «Российская газета». — № 88. — 07.05.1997

33. Постановление Правительства РФ от 17.11.2001 № 797 (с изм. от 21.10.2004) «О подпрограмме «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы». «Собрание законодательства РФ». — 03.12.2001. — № 49. — ст. 4622

34. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда». «Российская газета». — № 214. — 23.10.2003 (дополнительный выпуск).

35. Постановление Правительства от 17 ноября 2001 г. № 797 «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002–2010 годы (с изм., внесенными распоряжением Правительства РФ от 21.10.2004 № 1355-р). «Собрание законодательства РФ». — 03.12.2001. — № 49. — ст. 4622

36. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2019. Rosstat.gov.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat. gov.ru/folder/210/document/13212?print=.

37. Белых В.С. и др. Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности. / Коллективная монография. — Москва: Проспект, 2015.

38. Давыдянц Д.Е., Давыдянц Н.А. Эффект и эффективность предприятия: оценка, анализ, пути повышения // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 9.

39. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход. / Новая философская энциклопедия. — М.: Мысль, 2010.

40. Дедкова М.В. Капитализация компании теоретический аспект // Наука-сервису — Сб. научных докладов ХН-й научно-практической конференции. М., 2007.

41. Дедкова М.В. Онтологическое исследование теории капитализации // Вестник Самарского государственного экономического университета. — 2007. — № 7 (33).

42. Система. / Большой Российский энциклопедический словарь. — М.: БРЭ, 2003.

43. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем и системный анализ. / учебник для академического бакалавриата. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2014.

Договорное регулирование управления МКД представляет собой правовое регулирование взаимоотношений двух и более субъектов права, основанных на автономии их воли, осуществляемое посредством правовых договоров с целью поддержания нормативного уровня капитализации недвижимого имущества в виде МКД, включая доходы от владения МКД как вещи [4] (Kazantsev, 2003).

Настоящая статья посвящена договорному регулированию управления МКД в пользу собственника МКД в качестве правового инструмента новых архитектуры, правил и принципов управления недвижимым имуществом, обеспечивающего сокращение разрыва между реальной и виртуальной экономикой в секторе управления МКД [5], как следствие, укреплению экономической безопасности.

Собственником МКД является лицо, за которым в судебном или законном порядке признано право собственности как на весь МКД, так и на долю в имущественном комплексе в виде МКД путем регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) и Едином государственном реестре прав (далее — ЕГРП) [6].

Договорное регулирование управления МКД за счет упорядочения действий собственников МКД и организаций корпорации жилищнокоммунального хозяйства (далее — корпорация ЖКХ) с применением действующего законодательства направлено на снижение финансовой нагрузки на бюджет домохозяйств и бюджеты государства всех уровней.

Основная задача договорного регулирования управления МКД заключается в обеспечении следующих экономических интересов собственников МКД:

• извлечение дохода от аренды конструктивных элементов МКД и предоставления внутридомовых инженерных сетей для транспортировки коммунальных ресурсов до помещений МКД;

• приведение размера платы за содержание МКД к нормативному уровню;

• увеличение рыночной стоимости одного метра квадратного жилой площади за счет снижения технического состояния МКД до нормативного уровня его физического износа.

Новая архитектура [5] договорного регулирования управления МКД обеспечивает достижение основных целей финансовой архитектуры управления МКД, заключающихся в поддержании нормативного уровня капитализации МКД, которое само по себе имеет юридическое значение, т.е. охраняется законом от нарушения независимо от своей правомерности [7] (Vaskovskiy, 2003), и максимально высокого уровня рыночной стоимости одного метра квадратного жилой площади.

Для Цитирования:
Е.Н. Панина, А.А. Гавриченко, С.А. Гавриченко, Я.И. Соломина, Роль договорного регулирования доверительного управления многоквартирными домами в укреплении экономической безопасности страны. Юрисконсульт в строительстве. 2023;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: