По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 614.826:616

Роль алкогольной интоксикации в дорожно-транспортном травматизме

Кузьмин А. Г. гл. врач, Вологодская областная больница № 1, 160002, г. Вологда, ул. Лечебная, д. 17

В обзорной статье рассматриваются пути решения проблемы снижения травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП) в нашей стране и за рубежом. Анализируются промежуточные итоги реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2016 годах», а также риски возникновения ДТП и причины увеличения смертности участников дорожного движения в их результате. Особое внимание уделяется организации работы по оказанию первой помощи пострадавшим в ДТП.

Литература:

1. Авербах Л. Г. Об оказании медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, и частно-государственном партнерстве / Л. Г. Авербах // Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 7. — С. 32–37.

2. Артамошина М. П. О некоторых аспектах рисков поведения участников дорожного движения / М. П. Артамошина, А. Г. Роговина, Д. К. Белявская // Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 3. — С. 34–37.

3. Артамошина М. П. Формирование стереотипа поведения на дороге у детей // Актуальные вопросы психогигиены и охраны психического здоровья детей и подростков: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. — М., 2007. — С. 35–36.

4. Васильев П. В. К истории исследований по проблеме эвакуации раненых и больных авиационным транспортом / П. В. Васильев, А. А. Меденков // Военно-медицинский журнал. — 2000. — № 4. — С. 78–81.

5. Величковский Б. Т. Стратегия медицины в охране здоровья населения на пороге ХХ века / Б. Т. Величковский // Вестник РАМН. — 2000. — № 9. — С. 51–56.

6. Горяинов М. И. Организационные, правовые и экономические аспекты оказания стационарной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис. … канд. мед. наук. — СПб., 2009. — 17 с.

7. Дорожно-транспортный травматизм. Алгоритмы и стандарты оказания скорой медицинской помощи пострадавшим вследствие ДТП (догоспитальный этап) / С. Ф. Багненко и др. — СПб.: Невский диалект, 2006. — 320 с.

8. Дорожно-транспортный травматизм как национальная программа // Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 8. — С. 26–29.

9. Дорожно-транспортные происшествия в России (2006 г.). Обобщенные сведения. — М., 2007. — 21 с.

10. Иванов В. В. Автоматизированная информационная система о раненых и больных в военном госпитале / В. В. Иванов, С. Г. Григорьев, В. В. Ретунский // Военно-медицинский журнал. — 2002. — № 7. — С. 18–22.

11. Ликвидация последствий ДТП: информ.-образоват. портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // dtprescue.ru/34998.html.

12. Организация обучения правилам оказания первой помощи / Л. И. Дежурный и др. // Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 7. — С. 26–30.

13. Пивень Д. В. К вопросу о развитии частно-государственного партнерства в системе оказания скорой медицинской помощи и не только / Д. В. Пивень, С. М. Горбачева // Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 7. — С. 38–41.

14. Принципы оказания скорой помощи пострадавшим в ДТП на этапах эвакуации в условиях мегаполиса / С. Ф. Багненко и др. // Вестник хирургии им. И. И. Грекова. — 2009. — Т. 168. — № 4. — С. 92–96.

15. Пути сокращения времени доставки в стационар пострадавших при ДТП в условиях мегаполиса / Ю. Б. Шапот и др. // Травматология и ортопедия в России. — 2007. — № 3, прил. — С. 77.

16. Романов В. А. Понятие рисков и их классификация как основной элемент теории рисков / В. А. Романов // Инвестиции в России. — 2000. — № 12. — С. 41–43.

17. Стажадзе Л. Л. Особенности организации догоспитальной медицинской помощи в медицине катастроф / Л. Л. Стажадзе, Е. А. Спиридонова // Медицина катастроф. — 2008. — № 2. — С. 5–7.

18. Травматизм и смертность на дорогах: где начинается и где заканчивается зона ответственности здравоохранения? // Менеджер здравоохранения. — 2009. — № 8. — С. 30–37.

19. Форштот М. О культуре дорожной безопасности / М. Форштот // Основы безопасности жизни. — 2005. — № 12 (114). — С. 24–27.

20. Crondoll C. S. Mortality reduction with air bag and seat belt use in head-on passenger car collisions / C. S. Crondoll, L. M. Olson, D. P Sklor // Am. J. Epidemiology. — 2001. — Vol. 153. — P. 219–224.

21. Ong W. Y. Design of motorcycle crash helmet for children [unpublished thesis]. — Serdang: University Putra Malaysia, 2001.

22. Passenger carriage and car crash injury: a comparison between younger and older drivers / L. T. Lam et al. // Accident Analysis Prevention. — 2003. — Vol. 35. — P 861–867.

Ежегодно от травм, полученных в результате дорожно-транспортных происшествий (ДТП), уходят из жизни более 30 тыс. граждан в большинстве своем молодого и трудоспособного возраста, а 240 тыс. получают ранения [7]. С 2000 г. в России регистрируется существенное увеличение числа ДТП, раненых и погибших в их результате.

За последние 10 лет вследствие аварий в нашей стране погибли 312,5 тыс. человек, причиной летальности которых названо отсутствие возможности своевременного оказания медицинской помощи [1].

По официальным данным, за 2007 г. на территории Российской Федерации произошло 195 488 ДТП из-за нарушения Правил дорожного движения водителями транспортных средств, в которых 257 883 человека были ранены и 27 729 — погибли.

По сравнению с 2006 г. эти показатели выросли более чем на 4 % [12].

Вина пешеходов была установлена в 43 645 ДТП (на 8,4 % меньше, чем в 2006 г.), в которых 6954 человека погибли и 38 619 были ранены (сокращение соответственно на 5,9 и 9,2 %).

Не внушает оптимизма 4-процентное уменьшение числа аварий с участием детей в свете снижения численности этого контингента в составе населения [6].

В 2008 г. в РФ зафиксировано 218 тыс. ДТП, в которых погибли 29 тыс. человек. В результате проводимых мероприятий в этом году произошло снижение смертности от транспортных травм на 10–13 % по сравнению с 2007 г. [15]. С учетом данного обстоятельства в 2008 г. в рамках приоритетного национального проекта «Здоровье» были начаты мероприятия по совершенствованию медицинской помощи при ДТП.

В 14 субъектах РФ лечебно-профилактические учреждения (ЛПУ), расположенные вдоль федеральных автодорог, оснащены диагностическим оборудованием и автотранспортом на общую сумму 3,2 млрд руб., создано 92 травматологических центра [18].

Только за два месяца (январь-февраль) 2009 г. произошло 23 326 ДТП, в результате которых погибли 3074 человека (с учетом погибших от ран в течение семи суток после аварии), 29 496 человек получили ранения [1]. Разработана и реализуется федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006–2012 годах» с бюджетом 50 млрд руб. В 2010 г. продолжилась реализация этой программы в запланированных объемах, на эти было выделено 2,6 млрд руб.

Для Цитирования:
Кузьмин А. Г., Роль алкогольной интоксикации в дорожно-транспортном травматизме. Врач скорой помощи. 2019;1.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: