По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5.

«Родом из Советского Союза»: коллективные фоновые практики горожан

Дудоладова Мария Михайловна ФГБОУ ВО «Пермский государственный институт культуры», Россия, 614000, Пермь, ул. Газеты «Звезда», 18, E-mail: mari-marchi@rambler.ru

В статье ставится вопрос о причинах массового обращения россиян к практикам, воспроизводящим идеализированный образ советского прошлого. Делается попытка сформулировать собственное определение фоновых практик на основе объединения концептов культурной памяти, культурной травмы и коллективной идентичности в условиях современных буржуазных тенденций в постсоветском обществе. Коллективные фоновые практики рассматриваются в аспектах дискурса, потребления и дисциплины.

Литература:

1. Основные социологические понят Вебер М. ия / М. Вебер // Западно-европейская социология ХIX — начала ХХ веков / Под ред. В. И. Добренькова. — М., 1996. — С. 455–491.

2. Исследования по этнометодологии / Г. Гарфинкель. — СПб.: Гарфинкель Г. Питер, 2007. — 336 с.

3. Люди и вещи в советской и постсоветской культуре: сб. статей / Новосиб. гос. ун-т. — Новосибирск, 2005. — 130 с.

4. http://copypast. Разговорник советской эпохи [Электронный ресурс.] / URL: ru/2014/01/15/razgovornik_sovetskojj_jepokhi_19_foto.html. Дата обращения: 15.04.2014.

5. Режим дня обычного советского рабочего [Электронный ресурс.] / URL: http://komsomol-museum.ru/tag/zavody/. Дата обращения: 15.04.2014.

6. http:// Самые знаменитые советские афоризмы [Электронный ресурс.] / URL: ribalych.ru/2013/11/05/samye-znamenitye-sovetskie-aforizmy/. Дата обращения: 15.04.2014.

7. СССР, созданный пользователями: интернет-рецепция советского Фокин А. прошлого / А. Фокин //«Работа над прошлым»: XX век в коммуникации и памяти послевоенных поколений Германии и России: сборник статей / [Редкол.: О. С. Нагорная и др.]. — Челябинск: Каменный пояс, 2014. — С. 210–223.

8. Theory in Anthropology since the Sixties / Comparative Studies in Ortner Sh. Society and History, 26:1, 1984. 290 p.

Статья поступила 23.05.2016 г.

Нам предстоит иметь дело с российским видом культурной памяти. Именно в ней запечатлен советский социальный порядок. Он выражается в идеализированной картинке прошлого, сочиненной сегодня. Такого рода коллективная память поддерживается масс-медиа, воспроизводится в сети [7. С. 210–223]. Именно эта самая память является тем культурным фоном, к которому апеллируют люди в своих поступках. Фон настоящий — он обладает реальностью, определяет и направляет наши действия. Но его наполнение совершенно пустое, призрачное. Зададимся вопросом: как такое возможно? Можно предположить, что речь идет о ситуации очень сильной коллективной культурной травмы в результате стремительного распада тех институтов, к которым люди адаптировались, привыкли, сумели одомашнить. Так, советские граждане сделали официальные праздники (8 Марта, 7 Ноября, 1 Мая) своими родными, наполнив их личностными символами и практиками. В результате разрыва исторической преемственности возникла ситуация частичной амнезии.

Повседневные действия, ориентированные на реализацию прежних ценностей в новой культурной ситуации, будем называть фоновыми практиками. Кратко сформулируем суть теории практик как таковой. Далее интерпретируем категорию фона, общую для повседневных практик.

С точки зрения американского антрополога Шерри Ортнер, начиная с 1980-х гг., понятие «практика» стало центральным ориентиром антропологических исследований [8. С. 126–166]. Практика — человеческая деятельность, осмысленная, творческая, преобразующая. Но на языке концепции жизненного мира она не более чем сумма поведенческих актов.

Можно говорить о существовании некого фона, стоящего за действиями людей. Фон — это жизненный мир, представленный в нашем коллективном сознании. Фон немыслим без коллективного сознания и практик. Г. Гарфинкель пишет о «практических-действиях-в-контексте», имея в виду практики, контекстуализированные другими практиками (например, практиками интерпретации): «Тот факт, что каждый человек ощущает этот фон, вполне очевиден, и в то же время всякий испытывает большие затруднения, если его попросят рассказать точно, в чем эти ожидания состоят. Когда человека спрашивают об этом, он может рассказать очень немногое или не может рассказать вообще ничего» [2. С. 43].

Для Цитирования:
Дудоладова Мария Михайловна, «Родом из Советского Союза»: коллективные фоновые практики горожан. Вопросы культурологии. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: