Известно, что будущее неопределенно и никому еще не удавалось постоянно успешно предсказывать события на внешних и внутренних рынках и международной арене. Однако в настоящее время наиболее характерной чертой и малого, и крупного бизнеса стало настойчивое стремление установить контроль над факторами риска и неопределенности. Риск и доходность стали новой волнующей парадигмой для стейкхолдеров компаний по всему миру.
После событий недавнего экономического кризиса и последующей за ним рецессии акционеры из реального сектора экономики, который пострадал из-за случившегося не меньше, чем финансовый, стали задаваться вопросом: можно ли было снизить влияние неопределенности и предотвратить некоторые из несущих риски событий? Если на протяжении двух предыдущих десятилетий риск-менеджмент осознавался как исключительно банковский процесс, связанный с управлением активами, существовавший, в первую очередь, для того, чтобы выполнять нормативы регулятора, связанные с капиталом и резервами, то в последние несколько лет ситуация изменилась. По словам экономиста Питера Бернстайна, сегодня риск не замыкается в стенах фондовой биржи1 . Возможно для банков и остальных профессиональных участников финансового рынка принятие высоких рисков является осознанной стратегией (так как разработанные ими системы управления рисками позволяют совершать высокорискованные операции и сделки, не снижая при этом общую доходность инвестированных средств), но запрос малых предприятий из реального сектора к риск-менеджменту совершенно иной. Данные компании заинтересованы в стабильном и прибыльном функционировании своего бизнеса в долгосрочной перспективе, на которое не должны влиять риски и неопределенность. Поэтому логично, что теперь методы управления рисками, получившие широкое применение в банковской деятельности, должны применяться как инструмент управления предприятиями.
Управление рисками, особенно во внеш неэкономической деятельности пред приятия, играет важнейшую роль в достижении поставленных бизнес-целей.