Практически во всех документах долгосрочного планирования, определяющих вектор развития и дальнейшего функционирования Федеральной таможенной службы, в том числе в условиях углубления евразийской интеграции, с одной стороны, и обострения внешнеполитической и внешнеэкономической обстановки, с другой стороны, стратегической целью таможенных органов Российской Федерации провозглашается противодействие угрозам экономической безопасности страны.
Согласно Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г., утвержденной указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. № 208, к угрозам экономической безопасности относятся те условия и факторы, которые создают прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам России в экономической сфере, то есть представляют собой риск в области экономической безопасности [2].
В настоящее время в контексте деятельности таможенной службы речь идет прежде всего о необходимости обеспечения полного и своевременного поступления таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами, в федеральный бюджет в условиях увеличения его расходов, в том числе на реализацию Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», защиты интересов отечественных производителей в конкурентной среде содействия осуществлению внешнеторговой деятельности.
С учетом изложенного необходимо отметить, что согласно Публичной декларации целей и задач Федеральной таможенной службы на 2019 г. к числу целей таможенных органов Российской Федерации на текущий год относятся в том числе обеспечение полноты и своевременности перечисления в федеральный бюджет таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, а также экономической безопасности России в сфере внешнеэкономической деятельности [5].
В контексте первой цели ожидаемым результатом является обеспечение эффективной системы администрирования доходов федерального бюджета, который должен быть достигнут за счет совершенствования инструментария организации и проведения таможенного контроля, направленного на повышение эффективности контроля таможенной стоимости товаров, правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, достоверности сведений о происхождении товаров. Вместе с тем приоритетной также является задача одновременного сокращения доли дел по оспариванию субъектами внешнеэкономической деятельности принятых решений в области таможенного дела, рассматриваемых судебными органами не в пользу таможенных органов.