Федеральный список моногородов существует именно для того, чтобы государство четко понимало объект потенциальной поддержки. Причем моногорода, как мы знаем, были разделены на три группы: те, где наиболее тяжелая ситуация; те, где есть риски ее ухудшения; и те, где ситуация относительно стабильная, но за ней надо наблюдать — потому что монопрофильная экономика, даже если сейчас в городе всё замечательно в силу благоприятной экономической конъюнктуры на том рынке, где действует градообразующее предприятие, всё равно в перспективе имеет риски. Все моногорода эти риски имеют, и задача тут — не допустить того, чтобы эти риски реализовались.
Естественно, если город начинает активно развиваться, успешно диверсифицирует свою экономику, если там появляются наряду с градообразующим предприятием некие достаточно активно растущие «вторые» предприятия, альтернативные центры занятости и центры налоговых поступлений, то в итоге он утрачивает моногородскую специфику.
Есть ведь формальные критерии для признания города моногородом — по ним этот список и был сформирован. В таких городах градообразующее предприятие должно занимать определенную долю по занятости, по объему отгрузок, то есть должно быть доминирование такого предприятия в этих областях. Если градообразующее предприятие доминировать в них перестает, значит, задача в этом смысле решена, и риски развития города, существовавшие в силу того, что все яйца были сложены в одну корзину, уже не столь критичны.
Так что сам по себе факт того, что город вычеркивают из списка моногородов, — хороший знак, говорящий о том, что программы по преодолению монопрофильности, которые в этом городе реализуются, оказываются успешными. Собственно говоря, в долгосрочной перспективе задача государства именно в том и состоит, чтобы этот список становился всё меньше и меньше.
Нужно иметь в виду вот еще какой момент: список моногородов был сформирован в практических целях. При его составлении изначально не ставилась академическая задача охватить всю совокупность моногородов, которые есть у нас в стране. Некоторые моногорода, хотя они являются самыми что ни на есть классическими моногородами, в список изначально не были включены — как, в частности, нефтегазовые города Западной Сибири. Не потому, что они не являются монопрофильными, а потому, что у них есть ресурсы, чтобы самостоятельно решать задачи диверсификации экономики. Они в меньшей степени заинтересованы в централизованной государственной поддержке со стороны Минэкономразвития, то есть список моногородов меньше, чем реальная совокупность моногородов страны.