Актуальность исследования предопределена значимостью проводимой в стране комплексной реформы контрольно-надзорной деятельности. Мероприятия проводятся в целях оптимального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, задействованных при осуществлении государственного контроля, снижения издержек юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и повышения результативности деятельности органов государственного контроля.
В настоящее время продолжается реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, в том
В настоящее время продолжается реализация программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Риск-ориентированная модель проверок уже используется в большинстве развитых стран мира, в том
Проблема развития контрольно-надзорной деятельности является сложной и комплексной. Изучение этой проблемы проводилось многими отечественными учеными, которые определили спектр характеристик данного вида деятельности в соответствии с особенностями различных периодов времени развития экономики. Вопросы риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности в разных аспектах рассматриваются в работах И.Д. Деминой, О. Е. Качковой, Т.И. Кришталевой, С.М. Догучаевой, И.С. Егоровой, Т.П. Карповой, Н.Б. Катиновой, Ж.А. Кеворковой, Е.А. Федченко, других ученых.
Реформы начались с принятия Указа Президента РФ от 15.05.2008 № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и Федерального закона от 28.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». В 2016 году Правительство Российской Федерации утвердило «дорожную карту» реформы контрольно-надзорной деятельности1 с последующим утверждением приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности»2 , рассчитанной на срок до 2025 года. Одной из ее целей является «увеличение индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, включая оптимизацию использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в 2 раза к концу 2025 года». Планируются следующие мероприятия: внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности; внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности; систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований; внедрение си стемы комплексной профилактики нарушений обязательных требований; внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов; внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности; автоматизация контрольно-надзорной деятельности; повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях, внедрение систем внутреннего контроля [4–6].