По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Риск-ориентированный подход к планированию бюджета

2020 год, прошедший под знаком серьезного усиления кризисных явлений, потребовал принятия нестандартных решений, способных поддержать экономическую стабильность, оказать помощь реальному сектору экономики, выполнить социальные обязательства. В условиях кризиса особенно важно учитывать риски и факторы, которые их вызывают. Если говорить о финансах, то для Администрации городского округа Щелково в прошлом году особенно актуально было сохранить сбалансированность бюджета, не допустить долговую зависимость и максимально исполнить все бюджетообразующие показатели. Об этом журналу «Бюджет» рассказал Александр ФРЫГИН, начальник финансового управления Администрации городского округа Щелково, доцент Финансового университета при Правительстве РФ.

В прошлом году в бюджет городского округа Щелково поступило немного больше доходов, чем в консолидированный бюджет Щелковского района в 2019 году (10,5 млрд и 10,4 млрд рублей, в том числе налоговые и неналоговые доходы составили 5,4 млрд и 5,3 млрд рублей соответственно). Расходная часть бюджета в 2020 году исполнена на 95 % (при плане 10,6 млрд исполнение составило 10,1 млрд рублей). Наличие неиспользованных остатков связано в основном с переносом строительства школ и детских садов на более поздний срок. К кредитным ресурсам банков и вышестоящих бюджетов мы не прибегали.

Вместе с тем в ходе исполнения бюджета в период кризисных явлений еще более ярко обозначились имеющиеся проблемы, на которых сегодня хотелось бы остановиться.

По общему определению принцип сбалансированности предполагает соответствие объема предусмотренных бюджетом расходов суммарному объему доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета. Как правило, бюджеты муниципальных образований утверждаются с дефицитом. К примеру, в Московской области на 2021 год из 65 муниципалитетов 63 приняли дефицитный бюджет, суммарный объем дефицита составил 24,3 млрд рублей.

Действующее законодательство предусматривает источники покрытия дефицита местных бюджетов. Реальными из них можно считать два — остатки на счетах, образовавшиеся на 1 января планируемого года, и кредитные ресурсы. Остальные из-за своей малозначительности (продажа акций, возникновение прав регрессного требования и т. д.) или трудностей реализации (размещение ценных бумаг) являются практически невостребованными.

Тесно увязанной с данным вопросом становится проблема долговой зависимости муниципалитета. Просчитав имеющиеся ресурсы и обязательства, уже несколько лет назад мы пришли к выводу о возможности формирования бюджета без привлечения заемных средств. Этот вывод базируется на следующем. Кредитные ресурсы целесообразно привлекать на какие-то проекты, требующие значительных капитальных вложений. И в этой части городскому округу Щелково, как и всем муниципалитетам региона, существенную помощь оказывает область, несущая при софинансировании расходных обязательств муниципалитетов по строительству объектов социальной сферы и реализации инфраструктурных проектов львиную долю затрат. И за это мы благодарны.

Для Цитирования:
Риск-ориентированный подход к планированию бюджета. Глава местной администрации. 2021;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: