По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.226 ВАК 08.00.12

Риск-ориентированный подход к организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях

Герасимова Лариса Николаевна д-р экон. наук, доцент, профессор кафедры «Экономика и управление в строительстве», Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ) Москва, Ярославское шоссе, д. 26, e-mail: 22969@mail.ru

Риск-ориентированный подход в контрольно-надзорной деятельности набирает все бóльшую популярность. В статье рассмотрены законодательные акты, входящие в программу реформирования работы федеральных министерств и ведомств, распространяющую риск-ориентированный подход на все виды надзора, в том числе на внутренний финансовый контроль. В системе финансового управления бюджетного учреждения внутренний финансовый контроль (ВФК) выполняет сквозную роль. Пронизывая все управленческие процессы, контроль гарантирует оптимальное использование ресурсов, выявляет слабые стороны деятельности, способствует сохранению устойчивости бюджетного учреждения в быстро меняющихся внешних условиях. В статье показана значимость ВФК в сфере госсектора, что является первостепенным объектом контроля при риск-ориентированном подходе. Рассмотрены сущность, методы, приемы риск-ориентированного подхода и возможные области его применения.

Литература:

1. Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 02.08.2019) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

2. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О бухгалтерском учете» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http:// www.consultant.ru.

3. Постановление Правительства РФ от 17.03.2014 № 193 (ред. от 24.03.2018) «Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. № 89» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

4. Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 21.03.2019) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

5. Приказ Минфина России от 25.03.2011 № 33н (ред. от 16.05.2019) «Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений» (зарегистрировано в Минюсте России 22.04.2011 № 20558) // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

6. Приказ Минфина России от 30.12.2016 № 822 (ред. от 27.07.2018) «Об утверждении Методических рекомендаций по осуществлению внутреннего финансового аудита» // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http:// www.consultant.ru.

7. Письмо Минфина России от 14.11.2018 № 02-09-09/81936 // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

8. Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н // Информационно-правовая система «КонсультантПлюс». — URL: http://www.consultant.ru.

9. Герасимова, Л.Н. Современные тенденции формирования консолидированной отчетности группы компаний / Л.Н. Герасимова // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — Москва, 2014. — № 13 (199). — С. 11–12.

10. Герасимова, Л.Н., Середюк, Е.А. Совершенствование учета финансовых инструментов как направление развития инфраструктуры экономического роста / Л.Н. Герасимова, Е.А. Середюк // Аудит и финансовый анализ. — 2011. — № 4. — С. 41–47.

11. Герасимова, Л.Н., Чернышева, Е.Р. Учетный механизм формирования резерва под предстоящие отпуска работников / Л.Н. Герасимова, Е.Р. Чернышева // Инновационное развитие экономики. — 2013. — № 1 (13). — С. 153–159.

12. Головина, Е.Н., Проданова, Н.А. Организация риск-ориентированного контроля в сфере строительства / Е.Н. Головина, Н.А. Проданова // Бухучет в строительных организациях. — 2018. — № 11. — С. 32–37. — URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=36496898.

13. Голощапова, Л.В., Проданова, Н.А., Зацаринная, Е.И. Оценка нормативно-правовой базы и основные способы выявления внутрикорпоративных хищений и мошенничества в результате финансово-хозяйственной деятельности / Л.В. Голощапова, Н.А. Проданова, Е.И. Зацаринная // Бухучет в строительных организациях. — 2019. — № 3. — С. 56–65. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37155443.

14. Егоров, Д.В. О практике ФНС России при внедрении риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. — Москва, 2015. — С. 13. — URL: http://www.council.gov.ru/media/files/41d589309a50b0750aaa.pdf.

15. Замятина, М. Риск-ориентированный подход при проверках подведомственных учреждений / М. Замятина // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2019. — № 1.

16. Немцев, В.Н., Даниленко, Н.И. Система управления инновационными рисками в бюджетном образовательном учреждении / В.Н. Немцев, Н.И. Даниленко // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. — 2016. — № 24.

17. Тасалов, К.А. Правовые проблемы российской концепции рискориентированного подхода в налоговой сфере / К.А. Тасалов // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 4.

18. Янова, С.Ю. Риск-ориентированный подход: новая парадигма регулирования и развития страхового рынка / С.Ю. Янова // Финансы. — 2018. — № 1.

1. Federal law of 26.12.2008 № 294-FZ (ed. of 02.08.2019) «on protection of the rights of legal entities and individual entrepreneurs in the exercise of state control (supervision) and municipal control» // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

2. Federal law of 06.12.2011 № 402-FZ (ed. of 26.07.2019) «on accounting» // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

3. The Resolution Of the government of the Russian Federation of 17.03.2014 № 193 (ed. from 24.03.2018) «On approval of Rules of implementation of the main managers (managers) of means of the Federal budget (budget of the state extrabudgetary Fund of the Russian Federation), chief administrators (administrators) of the revenues of the Federal budget (budget of the state extrabudgetary Fund of the Russian Federation), chief administrators (administrators) of sources of financing of deficit of the Federal budget (the budget of the state off-budget Fund of the Russian Federation) of internal financial control and internal financial audit and about modification of point 1 of Rules of implementation of departmental control in the sphere of purchases for ensuring Federal needs approved by the resolution of the Government of the Russian Federation of February 10, 2014 № 89» // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

4. The Resolution of the Government of the Russian Federation of 17.08.2016 № 806 (ed. of 21.03.2019) «about application of the risk-oriented approach at the organization of separate types of the state control (supervision) and modification of some acts of the Government of the Russian Federation» (together with Rules of reference of activity of legal entities and individual entrepreneurs and (or) production objects used by them to a certain category of risk or a certain class (category) of danger) // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

5. The Order of the Ministry of Finance of Russia dated 25.03.2011 № 33h (ed. by 16.05.2019) «On approval of the Instruction about the procedure of drafting and submission of the annual, quarter accounting reporting of the state (municipal) budget and Autonomous institutions» (Registered in Ministry of justice of Russia 22.04.2011 № 20558) // Information system ConsultantPlus — Mode of access: http://www.consultant.ru.

6. The Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 30.12.2016 № 822 (ed. of 27.07.2018) «about the approval of Methodical recommendations on implemen­ tation of internal financial audit» // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

7. Letter of the Ministry of Finance of Russia of 14.11.2018 № 02-09-09/81936 // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

8. The Unified plan of accounts of accounting for public authorities (state bodies), local self-government bodies, management bodies of state extra-budgetary funds, state academies of Sciences, state (municipal) institutions and Instructions for its application, UTV. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation of 01.12.2010 № 157n // Information and legal system ConsultantPlus-access Mode: http://www.consultant.ru.

9. Gerasimova L.N. Modern trends in the formation of consolidated statements of the group of companies / L.N. Gerasimova // Financial Analytics: problems and solutions. — M., 2014. — № 13 (199). — Pp. 11–12.

10. Gerasimova L.N., Seredyuk E.A. Improvement of accounting of financial instruments as a direction of development of infrastructure of economic growth / L.N. Gerasimova, E.A. Seredyuk // Audit and financial analysis. — 2011. — № 4. — Pp. 41–47.

11. Gerasimova L.N., Chernysheva E.R. Accounting mechanism of forming a reserve for the upcoming vacation of workers / L.N. Gerasimova, E.R. Chernysheva // Innovative development of the economy. — 2013. — № 1 (13). — Pp. 153–159.

12. Golovina E.N., Prodanova N.A. Organization of risk-oriented control in the field of construction / E.N. Golovina, N.A. Prodanova // Accounting in construction organizations. 2018 — № 11 — P. 32–37. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=36496898.

13. Goloshchapova L.V., Prodanova N.A., Zatsarinnaya E.I. Assessment of the regulatory framework and the main methods for identifying corporate theft and fraud as a result of financial and economic activities / L.V. Goloshchapova, N.A. Prodanova, E.I. Zatsarinnaya // Accounting in construction organizations. — 2019 — № 3 — P. 56–65. — Access mode: https://elibrary.ru/item.asp?id=37155443.

14. Egorov D.V. On the practice of the Federal tax service of Russia in the implementation of risk-based approach in the implementation of control and supervision activities. — M., 2015. — P. 13. URL: http://www.council.gov.ru/ media/files /41d589309a50b0750aaa.pdf.

15. Zamyatina M. Risk-oriented approach to inspections of subordinate institutions / M. Zamyatina // Power ministries and departments: accounting and taxation. — 2019. — № 1.

16. Nemtsev V.N., Danilenko N.I. System of management of innovative risks in the budgetary educational institution / V.N. Nemtsev, N.I. Danilenko // Accounting in budgetary and non-profit organizations. — 2016. — № 24.

17. Tasalov K.A. Legal problems of the Russian concept of risk-oriented approach in the tax sphere / K.A. Tasalov // Actual problems of Russian law. — 2019. — № 4.

18. Yanova S.Yu. Risk-oriented approach: a new paradigm of regulation and development of the insurance market / S.Yu. Yanova // Finance. — 2018. — № 1.

Любая сфера деятельности сопряжена с рисками, а значит, с угрозой финансовых и иных потерь. Адекватная система управления рисками позволяет повысить качество работы бюджетного учреждения, снизить нежелательные издержки, сгладить последствия ошибок, злоупотреблений.

Специфика работы службы ВФК заключается в том, что это подразделение никаких иных функций, кроме контрольных, не осуществляет (такой порядок работы называют исключительным). Отсутствие исполнительных функций у службы внутреннего финансового контроля обеспечивает ее полную погруженность в вопросы контроля, а также независимость от других структурных единиц бюджетного учреждения [11; 14].

Сосредоточение контроля в одних руках оказывается весьма продуктивным решением и дает возможность использования риск-ориентированного подхода в работе этого структурного подразделения.

Также для снижения вероятности необоснованных управленческих решений руководителям бюджетных учреждений необходимо постоянно совершенствовать знания о способах уменьшения и оптимизации рисков и соответствующие навыки.

проанализировать законодательные акты программы реформирования работы федеральных министерств и ведомств и уточнить сущность, виды, формы риск-ориентированного подхода с возможностью использования его во внутреннем финансовом контроле бюджетных учреждений.

Использовались общенаучные способы выполнения исследования, такие как синтез и анализ, обобщение, абстрагирование.

Внутренний финансовый контроль представляет собой деятельность бюджетного учреждения, органов его управления, подразделений и сотрудников, призванную обеспечить эффективность и результативность финансово-­хозяйственной работы, достоверность финансовой отчетности, соблюдение действующего законодательства и требований регулирующих органов.

Обязательный порядок организации (осуществления) бюджетными учреждениями внутреннего финансового контроля установлен ст. 19 Закона о бухучете [2] и п. 6 Инструкции по применению Единого плана счетов [8].

Для Цитирования:
Герасимова Лариса Николаевна, Риск-ориентированный подход к организации внутреннего финансового контроля в бюджетных учреждениях. Бухучет в здравоохранении. 2019;11.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: