Статья поступила 20.09.2023.
The article was received on 20.09.2023.
Современное общество квалифицируется не только как общество знания и информации, но и как общество риска, угроз, опасности. Цифровое общество находится в состоянии турбулентности, что истолковывается индивидом как нарастание рисков. Риск и цифровая реальность — это два маркера общества XXI в. Согласно У. Беку [5] и Э. Гидденсу [8], риск есть не «побочный продукт» жизнедеятельности в постиндустриальном обществе, а сущностная черта последнего, его имманентное свойство: риски заложены в самом процессе модернизации. Поэтому исследование рисков может помочь понять особенности современного мира: «…уменьшение риска для жизни индивида, соответствующее большим зонам безопасности в повседневной жизни, колонизованным абстрактными системами; образование институционально ограниченной среды риска; контроль риска как ключевой аспект современной рефлексивности; риск возникновения событий со значительными последствиями как результат глобализации и противодействие всех названных факторов перепадам внутренне нестабильного «климата риска»» [8].
В условиях формирования цифрового «общества риска» в рамках социально-гуманитарного дискурса актуализируется задача разработки подхода к информационной безопасности, способного адаптировать человека к лавинообразно нарастающим рискам. Обращение к риск-минимизирующим практикам помогает организовать процесс обеспечения информационной безопасности с учетом реальной значимости появляющихся опасностей и угроз в информационно-коммуникационной среде.
Для раскрытия содержания понятия «риск-минимизирующие социальные практики» необходимо определить и систематизировать кластер понятий, описывающих феномены диджитал-риска и информационной безопасности. В этом случае в состав данного кластера целесообразно будет включить понятия «объект» (предмет) — «опасность» (угроза) — «ущерб» (вред) — «риск» — «безопасность». При этом ключевым элементом будет выступать риск.