Одной из актуальных проблем медицины, как в нашей стране, так и за рубежом является черепно-мозговая травма (ЧМТ). Это объясняется её большой распространённостью среди населения, высоким уровнем временной нетрудоспособности и инвалидизации пострадавших, высокой летальностью, а также тем, что она чаще встречается у лиц молодого и среднего возраста, то есть у наиболее активной в трудовом, социальном отношениях части населения [1]. В России смертность в результате травм занимает второе место, причина инвалидизации населения вследствие травм выходит на первое место, а летальность составляет 60–80 % и более. Эпидемиологические исследования свидетельствуют о чрезвычайно высокой частоте ЧМТ в России — около 600 тыс. случаев и выше на 100 тыс. населения в год. Около 50 тыс. пострадавших погибают и еще столько же становятся официальными инвалидами [1–3].
Примерно у 62,8–73,2 % пострадавших при поступлении в стационар общее состояние расценивается как удовлетворительное. В состоянии средней тяжести госпитализируется 18,2–20,7 % пациентов. У 4,2–7,9 % пострадавших состояние тяжелое и крайне тяжелое, терминальное — у 0,1–1,9 % [4]. Ряд авторов представляют статистические данные уровня нарушения сознания у перенесших ЧМТ при госпитализации: ясное сознание отмечается у 70,4–79,7 %, умеренное оглушение — у 16–14,8 %, глубокое оглушение — у 4,9–1,9 %, сопор — у 2,8–1,3 %, кома различных степеней — у 2,8–2,2 % [4, 5]. Спастический синдром развивается у пациентов через год после тяжелой черепно-мозговой травмы в 59–70 % случаев [6] и до 89 % случаев в отдаленном периоде [7].
На настоящий момент проблема лечения спастического синдрома изучается повсеместно [8, 9]. Существуют разные методы его лечения, такие как медикаментозная терапия, введение ботулинотоксина типа А в паретичные конечности, интратекальное введение баклофена и хирургическое лечение [9, 10]. Одним из методов является селективная дорсальная ризотомия. Данная операция имеет риски осложнений в виде гиперчувствительности ступней и ног, мышечных спазмов, сгибательной установки или избыточной пронации стопы, слабости мышц туловища и нижних конечностей, нарушения равновесия, дисфункции кишечника или мочевого пузыря [11, 12].