Эндоскопический эндоназальный транссфеноидальный доступ к аденомам гипофиза становится популярной альтернативой традиционной технике с помощью опер микроскопа. Несмотря на не прекращающуюся дискуссию о том, что лучше – эндоскопический или микрохирургический доступ по полноте резекции, что особенно актуально при макроаденомах, первый обладает преимуществами при оценке функции носа и степени инвалидности [1–4].
Впервые назоэтмоидальный транссфеноидальный доступ к турецкому седлу выполнил Н. Schloffer в 1907 году, а Н. Cushing обосновал сублабиальный транссептальный транссфеноидальный подход к турецкому седлу как стандартную методику при хирургическом лечении новообразований хиазмально-селлярной области [5–10].
Транссфеноидальный доступ имеет ограничения, связанные с глубиной операционного поля и узостью операционной раны, в связи с чем существует опасность повреждения интракавернозной части внутренней сонной артерии, стенок и содержимого кавернозного синуса, дна III желудочка. Для более точной визуализации анатомических структур данной области в 1958 году Guiot впервые применил флюороскопию, а в 1963 г. сообщил об использовании жесткого эндоскопа при транссфеноидальных вмешательствах на гипофизе [11–15]. В 1969 году G. Hardy разработал и внедрил в клиническую практику операционный микроскоп, что в сочетании с интраоперационной флюороскопией позволило значительно снизить частоту осложнений и рецидивов опухолей [16–20].
В 1977 году М. Apuzzo и соавторы изложили концепцию интраоперационного применения эндоскопии при клипировании аневризм, дискэктомиях и транссфеноидальном удалении аденом гипофиза. Авторы подчеркивали особую актуальность применения эндоскопии для достижения радикальности аденомэктомии, что способствовало возрождению интереса к транссфеноидальной хирургии опухолей гипофиза с эндоскопической поддержкой [3, 6].
Развитие современных методов нейровизуализации позволило внедрить в практику применение методики безрамной нейронавигации в хирургии центральной нервной системы. Данная методика имеет определенные ограничения в хирургии головного мозга, связанные с возможной пространственной ошибкой при дислокации мозговых структур.