По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.352

Режимы функционирования многоэлементного литий-ионного накопителя в объектах автономного электротранспорта

Сердечный Д.В. Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А., г. Саратов, E-mail: herz@rambler.ru

Рассмотрены вопросы распределения и накопления электроэнергии в электроснабжающих комплексах автономных объектов. По результатам сравнительных исследований эффективности различных химических источников тока в роли базового элемента накопителя энергии, наиболее приемлемыми эксплуатационными характеристиками обладает литий-ионная аккумуляторная батарея, в основе безопасной эксплуатации которой лежит непрерывный контроль основных параметров аккумулятора. Рассмотрены современные способы моделирования литий-ионных аккумуляторных батарей с целью дальнейшего использования при проектировании энергообеспечивающих комплексов на их основе.

Литература:

1. Keyser  M. Charging Algorithms for Increasing Lead Acid Battery Cycle Life for Electric Vehicles  / M.  Keyser, A.  Pesaran, M. Mihalic  // 17th  Annual Electric Vehicle Symposium (EVS-17), Montreal, October 15-18, 2000.

2. Варыпаев В.Н. Химические источники тока  / В.Н.  Варыпаев, М.А.  Дасоян, В.А. Никольский. – М.: Высш. шк., 1990. – 240 с.

3. Кромптон Т. Первичные источники тока / Т. Кромптон. – М.: Мир, 1986. – 326 с.

4. Сравнение типов батарей [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https:// en.wikipedia.org/wiki/Comparison_of_ battery_types.

5. Багоцкий В.С. Химические источники тока / В.С. Багоцкий, А.М. Скундин. – М.: Энергоатомиздат, 1981. – 360 с.

6. Кромптон Т. Вторичные источники тока / Т. Кромптон. – М.: Мир, 1986. – 302 с.

7. ГОСТ 959–2002. Батареи аккумуляторные свинцовые стартерные для автотракторной техники. Общие технические условия. –  М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 17 с.

8. ГОСТ 29111-91. Свинцово-кислотные стартерные батареи. Часть 1. Общие требования и методы испытаний. – М.: ИПК Изд-во стандартов, 2004. – 10 с.

9. Коровин Н.В. Электрохимическая энергетика / Н.В. Коровин. – М.: Энергоатомиздат, 1991. – 263 с.

10. Кедринский И.А. Литиевые источники тока / И.А. Кедринский, В.Е. Дмитренко, И.И. Грудянов. – Л.: Энергоатомиздат, 1992. – 240 с.

11. Кедринский И.А. Li-ионные аккумуляторы / И.А. Кедринский, В.Г. Яковлев. – Красноярск: ИПК Платина, 2002. – 266 с.

12. Сравнение литий-ионных аккумуляторов с различными материалами анода и катода [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://batteryuniversity.com/learn/ article/types_of_lithium_ion.

13. Химические источники тока: Справочник  / Под ред. Н.В.  Коровина и А.М. Скундина. – М.: Изд-во МЭИ, 2003. – 740 с.

14. Tremblay O. Generic Battery Model for the Dynamic Simulation of Hybrid Electric Vehicles / O. Tremblay, L. Dessaint, A. Dekkiche // Vehicle Power and Propulsion Conference, 2007. – Р. 284–289.

15. Tremblay O. Experimental Validation of a Battery Dynamic Model for EV Applications  / O.  Tremblay, L.  Dessaint  // World Electric Vehicle Journal.  – 2009.  – V. 3. – N 1. – P. 1–10.

16. Указания по эксплуатации [Электронный ресурс].  – Режим доступа: http://en.winston-battery.com/index. php/products/power-battery/item/wblyp300aha?category_id=176 %20.

17. He  H. Evaluation of Lithium-Ion Battery Equivalent Circuit Models for State of Charge Estimation by an Experimental Approach  / H.  He, R.  Xiong, J.  Fan  // Energies. – 2011. – V. 4. – N 4. – P. 582–598.

18. High Fidelity Electrical Model with Thermal Dependence for Characterization and Simulation of High Power Lithium Battery Cells / T. Huria, M. Ceraolo, J. Gazzarri, R.  Jackey  // International Electric Vehicle Conference, 4–8 March, 2012, Greenville, USA, 2012. – P. 1–8.

19. Hongwen H. Evaluation of LithiumIon Battery Equivalent Circuit Models for State of Charge Estimation by an Experimental Approach / H. Hongwen, R. Xiong, J. Fan // Energies. – 2011. – N 4. – Р. 582–598.

20. Борисевич  А.В. Моделирование литий-ионных аккумуляторов для систем управления батареями: обзор текущего состояния [Электронный ресурс]  / A.B. Борисевич. – Режим доступа: http:// technology.snauka.ru/2014/05/3542.

21. Samsung INR18650 Li-ion (Lithium ion) power tool batteries [Электронный ресурс]. Samsung SDI.  – Режим доступа: http://www.samsungsdi.com/ lithium-ion-battery/power-devices/ power-tool.html

22. Pistoia  G. LithiumIon Batteries: Advances and Applications  / G.  Pistoia. Amsterdam: Elsevier Publ. 2013. – 634 p.

Системы обеспечения электроснабжения с использованием аккумуляторных батарей широко применяются на транспорте, в авиационно-космической и судовой технике, на стационарных объектах, а также в электроэнергетике. В первую очередь обеспечиваются электроэнергией ответственные потребители, среди которых выделяют системы управления, связи и обработки информации, автоматизированные системы управления как технологическими процессами, так и целыми производственными комплексами. Технологии систем хранения электроэнергии улучшились, теперь они способны аккумулировать энергию от различных возобновляемых источников. Главным вопросом для таких хранилищ энергии является проблема накопления, в связи с чем приобретает акутальность решение задач, связанных с разработкой энергоэффективных автономных накопителей энергии и систем по контролю за их основными параметрами.

Нарушения в электроснабжении современных автономных объектов способны привести к авариям, производственным простоям и другим критическим ситуациям и явлениям, в результате которых не исключено появление жертв и значительных материальных потерь.

Для решения указанных проблем необходимы комплексы электротехнических устройств, взаимодействующих между собой в процессе производства, преобразования, передачи и накопления электрической энергии.

Развитие современной электроэнергетики характеризуется прогрессом в области накопления, приводящее не только к значительному росту парка автономного электротранспорта, но и к развитию интеллектуальной распределенной энергетики. Последнее подтверждается появлением интеллектуальных электрических сетей smart grid и их базового компонента – микрогрид. Структура комплекса микрогрид представлена на рис. 1.

Рассматривая вопросы эксплуатации систем электроснабжения, важно учитывать тот факт, что источники энергии и сопутствующее электрооборудование должны вырабатывать столько ресурса, сколько потребуется потребителям. Отличительной особенностью микрогрид является наличие помимо возобновляемых источников также накопителя энергии, который реализуется на базе многоэлементной аккумуляторной батареи. Более того, для решения задач повышения надежности функционирования основных электроэнергетических систем, сокращения потерь энергии в системах, снижения стоимости системных услуг по передаче, распределению и хранению энергии, диспетчеризации, сбыту и др. в качестве приоритетных рассматриваются экономически эффективные средства аккумулирования больших объемов электрической энергии («сетевые аккумуляторы»).

Для Цитирования:
Сердечный Д.В., Режимы функционирования многоэлементного литий-ионного накопителя в объектах автономного электротранспорта. Главный энергетик. 2018;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: