В рамках конференции «Резервы повышения эффективности деятельности в бережливых организациях. Отраслевые особенности», прошедшей в Удмуртском государственном университете, г. Ижевск, обсуждались вопросы повышения эффективности деятельности организаций, методы и модели управления.
Видимые инструменты (практики, методы, подходы) основаны на невидимом – это управленческое мышление и поведение, культура компании.
Культура – это фундаментальная основа для всех изменений, основа для применения инструментов бережливого производства. Инструменты могут скопировать конкуренты, а вот копировать культуру будет невозможно. Успех Тойоты заключается именно в культуре, благодаря которой они под задачу могут применять и создавать различные инструменты бережливого производства.
Культура – это не свод написанных правил! Культура – это понимание этих правил, это переживание этих правил. Именно поэтому мы так долго шлифуем идеи и ценности, чтобы было это внутреннее понимание и переживание, а не только красивые слова. Ценности и основные идеи очень важно довести до каждого сотрудника, не насильственно, а вовлекая в совместную работу.
В качестве резервов повышения эффективности предлагаю рассматривать модели управления. Герман Греф отмечает, что на самом деле, нет никакой конкуренции товаров, продуктов или услуг. Есть конкуренция моделей управления. Компании уже не конкурируют за продукт. Продукт так быстро меняется, так быстро совершенствуется, что совершенно бессмысленно пытаться что-то воспроизводить. Воспроизвести можно все, что угодно, и можно выиграть только за счет более эффективной системы управления.
И, может быть, в первую очередь – аспект культуры [1]. То есть в данном случае мы в очередной раз говорим о культуре компании.
Культура компании – это определенное мировоззрение в компании, мироощущение, которое позволяет людям получать удовольствие от работы и повышать эффективность своей работы, а также компании в целом. Самое главное, что происходит в компаниях, выстраивающих собственную производственную систему, – изменение сознания и психологии людей. А инструменты – вторичны, сегодня они одни, а завтра могут быть абсолютно другие, в зависимости от текущей ситуации и уровня осознанности персонала.