В Концерне «Тракторные заводы» считают, что девальвация рубля оказывает на российскую экономику в целом и на состояние Концерна в частности разнонаправленное воздействие.
Безусловным негативным моментом девальвации является повышающийся инфляционный фон (оценка увеличения стоимости материальных затрат Концерна более 15%). Концерн «Тракторные заводы» уже отмечает повышение цен практически по всем закупкам. Наиболее значительно – на продукцию металлургии. По мнению Концерна, цены на материалы, выпускаемые российскими экспортно ориентированными поставщиками, стремятся к обеспечению равнодоходности внутрироссийских и экспортных поставок.
Так, в январе стоимость поставок металлургического сырья увеличилась на 21%, сортового проката – на 15,1%. Такое поведение поставщиков служит дополнительной причиной роста внутренней инфляции и снижению конкурентоспособности высокотехнологичной продукции отечественного производства.
Падение курса рубля по отношению к основным мировым валютам практически привело к удвоению цен закупок импортных комплектующих (закупаемых за доллар – на 99,5%, за евро – на 68,4%). Доля импортных закупок Концерна в целом составляет примерно 4% от общего объема закупок и варьируется по отдельным номенклатурным группам продукции от 0 до 30%. Активно проводимая с 2008 г. руководством группы политика локализации производства импортных комплектующих и импортозамещения позволила минимизировать последствия девальвации рубля.
В связи с девальвацией рубля создается уникальная возможность для Концерна «Тракторные заводы» по увеличению роста продаж на внутреннем рынке и возможности по наращиванию экспорта, поскольку прямыми конкурентами в Российской Федерации и на рынках СНГ являются иностранные производители, продукция которых за последнее время резко подорожала в след за изменением курса валют. Значительная доля импорта в сегментах присутствия техники производства КТЗ представляет потенциал роста продаж в РФ. Если в 2014 г., например, 67% рынка бульдозеров принадлежало импортным производителям, то в этом году продукция Концерна, выпускаемая под брендом ЧЕТРА, ожидаемо должна отвоевать обратно значительную часть рынка.