В последнее время все чаще в рекламах порошка резин, получаемых в процессе рециклинга старой резины, звучат слова «химически активный порошок» резины. Под этим понятием скрывается возможность порошка резины вступать в реакцию вулканизации. При вулканизации (нагреве до 150–200°С и давлении) атомы серы или иного реагента присоединяются по месту разрыва некоторых двойных связей, и линейные молекулы каучука «сшиваются» в более крупные трехмерные молекулы — получается резина. Иными словами, в материале порошка переработанных резин должны быть двойные связи в углеродной цепочке. Именно они и обеспечивают возможность вулканизации.
Если в процессе механического разрушения старой резины происходит разрыв углеродной цепочки, то при отсутствии рядом водорода в момент разрыва происходит возникновение двойных связей. А вот насколько полученный порошок резины активен? Уровень химической активности должен характеризовать возможность вулканизации при проведении этого процесса. Как его определить?
Первый эксперимент по определению возможности вулканизации заново чистого порошка резин был произведен в домашних условиях с помощью утюга. Порошок поместили в целлофановый пакет (чтобы не испортить рабочую поверхность утюга) и придавили горячим утюгом на 5 минут. Результат: порошок «сварился» в кусок резины. То есть во время переработки в молекулах каучука возникли двойные связи и во время вулканизации они вступили в реакцию. Для сравнения пробовали провести аналогичный эксперимент с порошком, полученным обычным методом (с помощью напильника), — никакой реакции.
Покупателю порошка необязательно верить клятвам изготовителя, что его порошок химически активен. Для определения степени химической активности порошка можно провести проверку в любой шиномонтажной мастерской.
Ранее считалось, что применение автошинного порошка при изготовлении разного рода изделий требует предварительной химической модификации. Он пригоден для использования при получении новых шин в количестве до 20%. Освоено производство различных видов напольной плитки и обувных пластин с высокой стойкостью к истиранию с содержанием активного автошинного порошка до 70% [1, 2].