Студент физкультурного вуза должен обладать способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов среды в развитии болезней у взрослого населения и подростков, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительную работу по вопросам экогигиены, противоэпидемические мероприятия, защиту населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки и стихийных бедствиях в условиях высокой двигательной активности.
В основу учебника положен многолетний опыт преподавания этих предметов студентам РГУФКСМиТ на кафедре гигиены, БЖД, экологии и спортсооружений. Именно российским ученым и специалистам удалось заложить фундаментальные основы для экологизации спорта высших достижений, включая и наиболее «медалеемкие» его виды.
Объем теоретических знаний и практических занятий рассчитан на подготовку в рамках бакалавриата.
В учебнике даны основные понятия о факторах окружающей среды (воздух, вода, жилища, производственные условия, ионизирующее излучение, пища) и их влиянии на организм спорт смена и его среду обитания. Приводятся наиболее распространенные экогигиенические методы исследований указанных факторов и объектов, которые позволяют с большой точностью и объективностью давать им оценку. Материал излагается в практикоориентированном виде с последующим представлением методики выполнения заданий и необходимых нормативных данных.
Автор утверждает, что спортивная экология представляет собой комплексную эколого-социально-экономическую отрасль знаний, в которой природные, социальные и экономические условия рассматриваются как важные составляющие среды жизнедеятельности спортсмена.
Экологическое сознание и поведение специалистов по спорту должны быть направлены на экологическое воспитание спортсменов, особенно юных, а знание экологических проблем, полученные умения и навыки в этом направлении позволят им полноценно участвовать в решении задач по формированию здорового образа жизни.