Современный российский опыт реконструкции и реновации городской застройки и, в частности, решения задач ликвидации ветхого и аварийного фондов не имеет длительную ретроспективу, однако насыщен огромным количеством политических, экономических мероприятий, обозначенных реформистскими событиями и кризисами, что не могло негативно не сказаться на результативности осуществления этого социально значимого направления.
В Российской Федерации около 7…9 млн м2 общей площади жилых домов ежегодно становятся непригодными для проживания и подлежат сносу, а около трети домов имеют физический износ более 60%. Процесс выбытия жилищного фонда идет очень медленно, однако потребность в его обновлении достаточно высока. Тормозит процесс также отсутствие жилищного фонда для расселения жителей и приводит к тому, что многие ветхие дома несмотря ни на какие предписания и рекомендации остаются в эксплуатации.
Обращая внимание на многолетний и успешный опыт Западной Европы, можно констатировать, что обновление городов — это естественный процесс перманентной трансформации городской среды по мере экономического роста, улучшения благосостояния и постоянной переоценки качества условий жизни на основе концепции устойчивого развития. В данном контексте опыт Европы достаточно хорошо изучен, но не всегда применим в России из-за условий использования, уровня благосостояния населения и масштаба событий.
В этом плане необычайно интересен опыт стран Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского региона (Китай, Гонконг, Сингапур, Малайзия и другие). По масштабу и интенсивности проводимых реформ, хорошо продуманной стратегии и соответствующей тактике проводимых работ, четкой организационно-технологической документации подготовки и реализации инвестиционно-строительных проектов, наличия законодательного поля, вовлечению всех заинтересованных сторон в осуществление предстоящих программ были достигнуты колоссальные успехи в ликвидации ветхого и аварийного фондов. И, несмотря на то, что не все проблемы еще решены, было достигнуто главное — это опережающие темпы модернизации, ликвидации и обновления жилого и нежилого фондов по сравнению со скоростью их физического ветшания или морального износа. В Китае, как и в России, обновление городов началось довольно недавно, при этом надо иметь в виду, что наши государства являются культурно, социально, экономически и политически уникальными.