Цель работы заключалась в определении условий восстановления деталей с обеспечением нормативных значений геометрических параметров при максимальном сохранении их остаточной долговечности без нанесения покрытий или с нанесение их минимальной толщины.
В первой части черновой обработки обеспечивают взаимное расположение поверхностей детали, а во второй — форму ее геометрических элементов [1]. Черновая обработка обычно лезвийная, она выполняется на токарных, расточных или фрезерных станках. Реже она бывает абразивной. Параметры расположения обрабатываемых поверхностей заготовки относительно измерительных баз обеспечиваются ориентированием этих поверхностей относительно движения подачи. При этом вначале добиваются точности углового расположения поверхностей, а затем — точности расстояния между ними. Форму геометрических элементов обеспечивают ориентированием заготовки относительно главного движения, прямолинейностью направляющих станка и его жесткостью. Кроме того, базирование на первой операции должно обеспечить снятия равномерный по толщине припуск на последующих операциях обработку.
Чистовая обработки обеспечивает заданную точность размеров и шероховатость поверхностей, близкую нормативной. Чистовая обработка для шеек валов — это, в большинстве случаев, абразивная обработка, а для отверстий — тонкое растачивание и хонингование. Заключительная часть этого вида обработки состоит в снятии разупрочненного слоя, образовавшегося во время предыдущей обработки резанием, и обеспечении требуемой шероховатости поверхностей.
При исчерпании всех ремонтных размеров шеек валов возможны или нанесение восстановительных покрытий (наплавочных или напыленных), или установка дополнительных ремонтных деталей (ДРД) с последующей обработкой шеек под номинальный размер. Использование всех ремонтных размеров шеек валов должно обеспечить нормативную амортизационную наработку агрегатов с полным использованием долговечности деталей и наименьшим расходом производственных ресурсов (финансовых и энергетических). Однако практика показывает, что заготовки в ряде случаев шлифуют через один или несколько ремонтных размеров, при исчерпании которых требуется нанесение покрытий или установка ДРД в виде полуколец. Причинами этого являются: большая несоосность шеек валов; различные схемы базирования заготовок на разных ремонтных предприятиях; стремление рабочих искусственно увеличить объем восстановительных работ за счет нанесения покрытий для получения бòльшей зарплаты; необеспеченность сборочных рабочих мест сопрягаемыми комплектующими деталями (вкладышами коренных и шатунных подшипников, поршнями, поршневыми кольцами и др.) необходимых ремонтных размеров. Доля коленчатых валов, восстанавливаемых с нанесением покрытий, чрезмерно большая и достигает 80%.