Реализация федеральных и региональных инвестиционных программ в настоящее время осуществляется в условиях повышенных требований к обоснованию выделяемого финансирования. Основной проблемой реализации инвестиционных программ является не качественное определение предельной стоимости объектов капитального строительства, и как следствие, дальнейшие убытки подрядных организаций.
Нормативно-правовые акты регламентируют необходимость определения предельной с тоимос ти объектов капитального строительства с достаточной степенью точности, позволяющей обеспечить реализацию инвестиционных проектов на всех стадиях в пределах соответствующего финансирования, и что еще более важно, в установленные сроки.
Предельная стоимость подлежит экспертизе на предмет эффективности использования бюджетных средств, достоверности определения сметной стоимости строительства. Кроме того инвестиционные проекты проходят процедуру публичного ценового аудита.
Расчет предельной стоимости осуществляется с использованием укрупненных нормативов и объектов-аналогов, проектная документация по которым соответствует критериям экономически эффективной проектной документации. Укрупненные нормативы и объекты-аналоги используются на начальных стадиях инвестиционно-строительного процесса, включая планирование, проектирование и экспертизу. Вместе с тем осуществление выбора подрядчика, непосредственно строительство и дальнейшая эксплуатация объектов капитального строительства находятся в прямой зависимости от качества планирования и используемых с этой целью укрупненных нормативов.
Разработка укрупненных нормативов осуществляется с участием инвесторов, распорядителей бюджетных средств, проектировщиков и специализированных разработчиков, а риски, связанные с качеством разработки в большей степени несут исполнители работ – подрядные организации. Основным инструментом разработки укрупненных нормативов является ресурсно-технологическое моделирование.
Ресурсно-технологическое моделирование предусматривает подбор и глубокую переработку проектно-сметной документации, выборку, типизацию и укрупнение объектов моделирования, формализацию начальных, промежуточных и выходных отчетных данных, разработку и внедрение алгоритмов организационно-технологических решений, разработку математических моделей и внедрение автоматизированных систем расчетов и баз данных.