По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.3

Ресурс изоляции электрических машин

Егорова О. Ю. канд. техн. наук, доцент, Украинская инженерно-педагогическая академия, г. Харьков, Украина
Егоров А. Б. канд. техн. наук, доцент Учебно-научный профессионально-педагогический институт Украинской инженернопедагогической академии, г. Артемовск, Донецкая обл., Украина

Приводится исследование существующих подходов к определению состояния изоляции электрических машин. Для вычисления остаточного ресурса изоляции обмоток необходимо знать точное превышение температуры именно изоляции над допустимой. Сделан вывод о необходимости создания метода, который учитывал бы все текущие параметры эксплуатации электрических машин и процессы, которые в ней происходят, и рассмотрен пример такого метода.

Литература:

1. Ермолин Н. П., Жерихин И. П. Надежность электрических машин. — М.: Энергия, 1975. — 250 с.

2. Жерве Г. К. Промышленные испытания электрических машин. — Л.: Энергоатом издат,1984. — 408 с.

3. Котеленец Н. Ф., Кузнецов Н. Л. Испытания и надежность электрических машин. — М.: Высшая школа, 1988. — 232 с.

4. Кулаковский В. Б. Работа изоляции в генераторах: возникновение и методы выявления дефектов. — М.: Энергоиздат, 1981. — 256 с.

5. Гольдберг О. Д. Надежность электрических машин общепромышленного и бытового назначения. — М.: Знание, 1976. — 58 с.

6. Патент РФ №1371233, МПК G01R 31/34.

7. Петухов В., Соколов В. Диагностика состояния электродвигателей. Метод спектрального анализа потребляемого тока // Новости электротехники — 2005. — № 1.

8. Yazici B., G. B. Kliman, Premerlani W. J. Online statistical conditional monitoring and fault diagnosis for motors with applications to rotor bars and bearings // GE Research & Development center, September — 1997.

9. Прус В. В., Кирьянов О. Ф., Гераскин А. С. Оценка эксплуатационных параметров отремонтированных асинхронных двигателей // Вестник Кременчугского государственного политехнического университета: научные работы КДПУ. — 2001. — Вып. 1. — С. 174–179.

В последнее время интенсивно ведутся работы по созданию разных систем мониторинга состояния электромеханического оборудования, целью которых являются выводы исследуемого объекта в ремонт по результату текущего технического состояния. Одними из основных элементов парка электромеханического оборудования предприятий являются электрические машины (ЭМ). Известно [1–4], что большинство отказов ЭМ связано с различными видами повреждения изоляции ее обмоток. Поэтому актуальны вопросы определения текущего технического состояния изоляции электрической машины.

Постановка задачи. Система планово-предупредительных ремонтов предусматривала проведение периодических испытаний надежности работы изоляции, наиболее распространенными из которых были испытания повышенным напряжением промышленной частоты, испытание изоляции постоянным напряжением, измерение сопротивления изоляции мегомметром. Все эти методы требовали вывода машины из производственного процесса. Таким образом, видно, что данный метод контроля состояния изоляции не имел надлежащего эффекта, поскольку, во-первых, нуждался в выводе машины из производственного процесса (что несло дополнительные финансовые убытки); во-вторых, методика испытаний вообще имела разрушающий характер (дефектные участки определялись путем пробоя изоляции); в-третьих, такие испытания не гарантировали безотказной работы изоляции в межремонтные промежутки времени.

Таким образом, следующим шагом в вопросе контроля состояния изоляции ЭМ была разработка неразрушающих методов.

Один из них — это метод частичных разрядов (ЧР). Недостатком существующих методик и приборов для фиксации ЧР является то, что они разработаны для тестирования машины, выведенной из производственного процесса. Некоторые из них также нуждаются в частичной разборке машины или установке большого количества датчиков.

Рядом с методиками тестирования изоляции разрабатывались математические модели ее надежности (методы прогноза вероятности безотказной работы) [3, 5]. Они базировались на анализе статистических данных показателей работы определенных групп двигателей, на основе которых рассчитывались определенные эмпирические коэффициенты и рассчитывалась вероятность безотказной работы для определенного типа машин.

Для Цитирования:
Егорова О. Ю., Егоров А. Б., Ресурс изоляции электрических машин. Электроцех. 2014;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: