По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.3, 629.3.027, 629.3.03

Рессорный колесно-шагающий движитель

Алексей Ивченко Волгоградский государственный технический университет

Результатом настоящей работы является получение представления о технической реализации идеи рессорного колесно-шагающего движителя, относительная свобода опорных шагающих элементов которого позволяет ему эффективно адаптироваться к дорожным неровностям и снизить энергозатраты при передвижении.

Литература:

1. Патент US2793028. Cross-spring flexure pivot. URL: https://patents. google.com/patent/US2793028A/ en?oq=US2793028 (дата обращения: 10.08.2021).

2. Артоболевский И.И. Механизмы в современной технике. Т. 1. — М.: Наука, 1979. С. 309, 485.

3. G.T. Bennett, A new mechanism, Engineering 76 (1903) 777‑778.

4. Дворников Л.Т. Нетрадиционные рассуждения о существовании механизма Беннетта // Теория механизмов и машин. — 2009. №1. С. 5‑10.

В настоящей работе предложено решение по созданию рессорного колесно-шагающего движителя (рис. 1), у которого парный обод разделен интервалами на некоторое число независимых секторов (опорных шагающих элементов). Секторы параллельно расположенных ободов имеют угловое смещение друг относительно друга с единым центром, пересекающим ось вращения ступицы. Опорные шагающие элементы располагаются с нахлестом, из расчета обеспечения единой конструкции замкнутого контура колесного обода. При этом относительная свобода шагающих опорных элементов движителя позволяет ему эффективно адаптироваться к дорожным неровностям и снизить энергозатраты при передвижении.

Описываемый движитель (рис. 2) состоит из упругодеформируемых рессорных элементов (1), концы которых крестообразно закреплены в ступице (2) и опорных шагающих элементах (3). Назначение промежуточного элемента (4) заключается в необходимости выдержать зазор δ между рессорными элементами конструкции.

В основу предлагаемого решения конструкции рессорного колесно-шагающего движителя положено использование сочетания упругодеформируемых шарниров. В виде отдельного узла данный шарнир показан на фрагменте рессорного колесно-шагающего движителя (рис. 3).

Упругодеформируемый шарнир (рис. 4), в классическом его виде (патент US2793028) [1], представляет собой аналог четырехзвенного рычажного механизма Беннетта в нерасчленимом исполнении.

Необходимо обратить внимание на наличие просвета между изгибаемыми элементами шарнира (рис. 5), что справедливо и для упругодеформируемых рессорных элементов колесного движителя.

Схема четырехзвенного рычажного механизма Беннетта [2–4] (механизмов шарнирного антипараллелограмма) представлена рис. 6.

Длины звеньев механизма удовлетворяют условиям: AB=DC и ВС=AD. Вращение кривошипов 1 и 3 происходит в противоположных направлениях, с неравными угловыми скоростями. Передаточное отношение

Точка Е находится на пересечении оси шатуна 2 с прямой AD.

На рис. 7 можно видеть модель рессорного колесно-шагающего движителя с послойным разделением элементов в версии compliant mechanism.

Для Цитирования:
Алексей Ивченко, Рессорный колесно-шагающий движитель. Главный механик. 2021;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: