Конституционный Суд Российской Федерации в составе председателя В. Д. Зорькина, судей А. Ю. Бушева, Л. М. Жарковой, К. Б. Калиновского, С. Д. Князева, А. Н. Кокотова, А. В. Коновалова, М. Б. Лобова, В. А. Сивицкого, Е. В. Тарибо, руководствуясь статьей 125 (пункт «а» части 4) Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части первой, частями третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21, статьями 36, 47.1, 74, 86, 96, 97 и 99 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», рассмотрел в заседании без проведения слушания дело о проверке конституционности статей 20 и 21 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Поводом к рассмотрению дела явилась жалоба общества с ограниченной ответственностью «Атлант». Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителем законоположения. Заслушав сообщение судьи-докладчика А. Ю. Бушева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:
1. Общество с ограниченной ответственностью «Атлант» оспаривает конституционность следующих положений Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»: статьи 20, согласно которой определение происхождения товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из нее, осуществляется в соответствии со статьей 28 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза; происхождение товаров определяется декларантом, заявляется таможенному органу при таможенном декларировании товаров и должно быть документально подтверждено в соответствии со статьей 29 данного кодекса; статьи 21, в силу которой таможенные органы контролируют правильность определения происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования и иных мер, если применение таких мер зависит от происхождения товаров, до выпуска товаров и после их выпуска в соответствии с особенностями, установленными статьей 314 данного кодекса; при неподтверждении происхождения товаров, заявленного декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров, таможенный орган направляет (вручает) декларанту требование о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации до выпуска товаров, или решение таможенного органа о внесении изменений в сведения, заявленные в таможенной декларации после выпуска товаров; если при ввозе товаров в Российскую Федерацию выявлено, что происхождение товаров неизвестно либо происхождение товаров в соответствии с пунктом 5 статьи 314 данного кодекса считается неподтвержденным, то в отношении товаров применяются специальные экономические меры и (или) принудительные меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2006 г. № 281-ФЗ «О специальных экономических мерах и принудительных мерах», если применение таких мер зависит от происхождения товаров.