При изучении графических дисциплин особое внимание следует уделять определению натуральных величин плоских фигур, отрезков и углов. Для решения метрических и позиционных задач инженерной графики применяются различные методы преобразования ортогональных проекций. После таких преобразований новые проекции позволяют решать задачу минимальными графическими средствами [1]. Метод замены плоскостей проекций [2], с помощью которого можно определить натуральную величину плоской фигуры, расстояние между параллельными прямыми или опорные точки пересечения поверхностей, обычно не вызывает затруднений при его использовании.
Система трехмерного моделирования Autodesk Inventor позволяет без особых затруднений создавать даже самые сложные объемные модели, с использованием которых значительно упрощается выполнение рабочих чертежей деталей [3]. Созданные объемные электронные модели [4–7] представляют информацию для мысленного воспроизведения визуального образа в вербальной форме. Объемная модель сборочной единицы, выполненная в системе трехмерного моделирования Autodesk Inventor, позволяет не только представить конструкцию проектируемого объекта со всеми входящими в него элементами, но значительно облегчить выполнение всей конструкторской документации [8–12].
Изменение взаимного положения проецируемого объекта и плоскостей проекций методом плоскопараллельного перемещения осуществляется путем изменения положения геометрического объекта так, чтобы траектория движения его точек находилась в параллельных плоскостях. Плоскости — носители траекторий перемещения точек параллельны какой‑либо плоскости проекций. Траектория — произвольная линия. При параллельном переносе геометрического объекта относительно плоскостей проекций проекция фигуры, меняя свое положение в пространстве, всегда остается конгруэнтной проекции фигуры в ее исходном положении.
Рассмотрим порядок плоскопараллельного перемещения треугольника ABC в двумерной плоскости с целью определения его натуральной величины (рис. 1).