По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 791.43/.45 DOI:10.33920/nik-02-2309-08

Репрезентация мифологических образов в отечественном кинематографе (на примере фильма «Посетитель музея»)*

Кирсанова Анна Владимировна аспирант кафедры философии, социологии и культурологии Московского гуманитарного университета, Россия, 111395, г. Москва, ул. Юности, 5, E-mail: miss.muz-anuta@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-0859-534x

В статье показано, что кинематограф — одна из составляющих массовой культуры, который несет не только развлекательную функцию, но транслирует мифологические образы, а также имеет свою современную развитую мифологию. Массовая культура использует традиционные мифы, прибавляя к ним собственную интерпретацию. Некоторые образы могут быт легко узнаваемы, но могут иметь несколько смысловых пластов, однако считываются на уровне коллективного бессознательного. Элементы мифа, передаваемые в кинокартинах, автор рассматривает в качестве мифологемы. Материалы статьи могут быть полезны в рамках курса, посвященного истории искусства, кинематографа, культурологии.

Литература:

1. Барт Р. (1985) Третий смысл // Строение фильма, некоторые проблемы анализа произведений экрана: сборник статей / сост. К. Разлогов — М.: «Радуга», с.175-187.

2. Геннеп А. (1999) Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: «Восточная литература» РАН. 200 с.

3. Кемпбелл Дж. (1997) Тысячеликий герой. Пер. с англ. — М.: «Рефл-бук», «АСТ», К.: «Ваклер», 384 с.

4. Кереньи К., Юнг К.Г. (1997) Введение в сущность мифологии. Москва-Киев.

5. Красноглазов А.Б. (1995) Семиотика / Учебно-методическое пособие. М.: Институт молодежи, 122 с.

6. Лотман Ю.М. (2000) Культура и взрыв / Семиосфера. С.-Петербург: «Искусство –СПБ», 704 с.

7. Лотман Ю.М. (1970) Об искусстве. Структура художественного текста. М.: «Искусство», 384 с.

8. Могилевич М.Н. (2009) Апокалипсические представления в европейской культуре XX века: дисс.... канд. философских наук: 24.00.01. — Санкт-Петербург, 2009. — 162 с.

9. Руденко Ю. (2015) «В настоящем кино должна быть тайна Божественного прикосновения» Беседа с режиссером и сценаристом Константином Лопушанским [Электронный ресурс] // Интернет журнал «Правослаие.ru» URL: https://pravoslavie.ru/76537.html (дата обращения 30.04.2023).

1. Bart R. (1985) Tretiy smysl // Stroyeniye fil'ma, nekotoryye problemy analiza proizvedeniy ekrana: sbornik statey / sost. K. Razlogov — M.: «Raduga», s.175-187.

2. Gennep A. (1999) Obryady perekhoda. Sistematicheskoye izucheniye obryadov. M.: «Vostochnaya literatura» RAN. 200 s.

3. Kempbell Dzh. (1997) Tysyachelikiy geroy. Per. s angl. — M.: «Refl-buk», «AST», K.: «Vakler», 384 s.

4. Keren'i K., Yung K.G. (1997) Vvedeniye v sushchnost' mifologii. Moskva-Kiyev.

5. Krasnoglazov A.B. (1995) Semiotika / Uchebno-metodicheskoye posobiye. M.: Institut molodezhi, 122 s.

6. Lotman YU.M. (2000) Kul'tura i vzryv / Semiosfera. S.-Peterburg: «Iskusstvo –SPB», 704 s.

7. Lotman YU.M. (1970) Ob iskusstve. Struktura khudozhestvennogo teksta. M.: «Iskusstvo», 384 s.

8. Mogilevich M.N. (2009) Apokalipsicheskiye predstavleniya v yevropeyskoy kul'ture XX veka: diss.... kand. filosofskikh nauk: 24.00.01. — Sankt-Peterburg, 2009. — 162 s.

9. Rudenko YU. (2015) «V nastoyashchem kino dolzhna byt' tayna Bozhestvennogo prikosnoveniya» Beseda s rezhisserom i stsenaristom Konstantinom Lopushanskim [Elektronnyy resurs] // Internet zhurnal «Pravoslaiye.ru» URL: https://pravoslavie.ru/76537.html (data obrashcheniya 30.04.2023).

* Статья подготовлена в качестве доклада на VI общероссийской (национальной) конференции «Моисеевские чтения. Гуманитарные вызовы и угрозы XXI века». Москва, 20–22 апреля 2023 года.

Понятие «мифологема» обнаруживается в словаре психоанализа, в трактовке К.-Г. Юнга — это определение, стоящее рядом с понятием архетипа, коллективного бессознательного, но тем не менее выступающее как отдельная смысловая единица [4]. Мифологема — это «устойчивый образ коллективного сознания представителей культуры, нашедший воплощение в определенной символической форме и безошибочно опознаваемый представителями культуры посредством этой формы» [8, c. 25]. Мифологема может рассматриваться как образ, который обусловлен культурным контекстом, а также и как образ, который стал базовым в сознании, благодаря чему возможно возникновение других образов. Переходя из психоанализа в сферу искусствоведения, это понятие расширяется до применения в сфере анализа творческой деятельности человека.

Используя ядро мифологемы в контексте кинофильма, режиссер может укреплять значение самой мифологемы в культуре, а также усиливать смысловой посыл зрительской аудитории, создавая сюжетную линию. Целью данного исследования является семиотический анализ авторского кинофильма «Посетитель музея» (реж. К. Лопушанский, 1989), культурологический, мифологический подходы и рассмотрение мифологем в данном кино через призму русской культуры.

Исторические корни семиотики прослеживаются в сочинениях Блаженного Августина, в средневековом учении о «тривии», цикле из трех наук [5]. В XVII веке в Дж. Локк определил сущность семиотики как «учении о знаках», задача ее — «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим» [6]. В XIX веке появились общие принципы семиотики в работах Ч. Пирса, Ф. де Соссюра. Семиотический подход также позволяет изучать «языки» театра, кино и прочих видов искусства. Киносемиотика была представлена в работах таких исследователей, как Ю. Лотман, К. Метц, Р. Барт.

Для Цитирования:
Кирсанова Анна Владимировна, Репрезентация мифологических образов в отечественном кинематографе (на примере фильма «Посетитель музея»)*. Ученый совет. 2023;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: