* Статья подготовлена в качестве доклада на VI общероссийской (национальной) конференции «Моисеевские чтения. Гуманитарные вызовы и угрозы XXI века». Москва, 20–22 апреля 2023 года.
Понятие «мифологема» обнаруживается в словаре психоанализа, в трактовке К.-Г. Юнга — это определение, стоящее рядом с понятием архетипа, коллективного бессознательного, но тем не менее выступающее как отдельная смысловая единица [4]. Мифологема — это «устойчивый образ коллективного сознания представителей культуры, нашедший воплощение в определенной символической форме и безошибочно опознаваемый представителями культуры посредством этой формы» [8, c. 25]. Мифологема может рассматриваться как образ, который обусловлен культурным контекстом, а также и как образ, который стал базовым в сознании, благодаря чему возможно возникновение других образов. Переходя из психоанализа в сферу искусствоведения, это понятие расширяется до применения в сфере анализа творческой деятельности человека.
Используя ядро мифологемы в контексте кинофильма, режиссер может укреплять значение самой мифологемы в культуре, а также усиливать смысловой посыл зрительской аудитории, создавая сюжетную линию. Целью данного исследования является семиотический анализ авторского кинофильма «Посетитель музея» (реж. К. Лопушанский, 1989), культурологический, мифологический подходы и рассмотрение мифологем в данном кино через призму русской культуры.
Исторические корни семиотики прослеживаются в сочинениях Блаженного Августина, в средневековом учении о «тривии», цикле из трех наук [5]. В XVII веке в Дж. Локк определил сущность семиотики как «учении о знаках», задача ее — «рассмотреть природу знаков, которыми ум пользуется для понимания вещей или для передачи своего знания другим» [6]. В XIX веке появились общие принципы семиотики в работах Ч. Пирса, Ф. де Соссюра. Семиотический подход также позволяет изучать «языки» театра, кино и прочих видов искусства. Киносемиотика была представлена в работах таких исследователей, как Ю. Лотман, К. Метц, Р. Барт.